Как управлять творческим процессом?

Как управлять творческим процессом

Как управлять творческим процессом?

Под творческим процессом мы обычно понимаем создание художественного, музыкального или литературного произведения.

Когда человек сочиняет музыку, рисует картину или пишет книгу — он создает что-то новое, чего не было раньше, фантазирует и полагается на воображение. Но значит ли это, что все остальные сферы деятельности не содержат в себе элементов созидания?

Задумайтесь, чем занят архитектор при проектировании нового здания в соответствии со всеми техническими требованиями заказчика? Можно ли его работу назвать творческим процессом, если она строго ограничена в некоторых моментах, при условии что творчество – это полная свобода мысли и действий?

Подобные вопросы возникают из-за неумения различать творческий процесс в бизнесе и искусстве.

Цель творческого процесса в бизнесе

Целью, в первую очередь, является какой-то рыночный результат. Такая работа направленна на удовлетворение внешних, а не внутренних (собственных) потребностей творца.

Давайте обратимся за помощью к такому примеру. Когда писатель пишет книгу, он оценивает ее по уровню своей собственной удовлетворенности. Она будет хороша настолько, насколько хорошей покажется ему. Он пишет для себя. Он покажет работу друзьям, знакомым, может отправить ее в издательство, но даже если получит отказ к публикации, его мнение об этой книге практически не изменится. Поскольку главная задача достигнута – это получение удовлетворения не столько от результата, сколько от процесса создания шедевра.

Теперь переходим к самому главному.

Можно ли управлять творческим процессом?

Если пяти художникам дать задание нарисовать портрет одного и того же человека, все они нарисуют его по-разному. Но вы можете управлять творческим процессом, например, выдвинув требование, чтобы картина была выполнена именно маслом и чтобы преобладали какие-то определённые цвета. Тогда они, с одной стороны, смогут проявить воображение, с другой – будут придерживаться ваших требований, что превратит творчество как искусство в бизнес творчество. Ведь теперь они стремятся удовлетворить не столько свои (внутренние) желания, сколько ваши (внешние) требования.

Сотрудник компании, когда понимает, что делает творческую работу, стремится выполнить её так, чтобы он оказался доволен результатом. Из-за этого возникают трудовые конфликты, командная работа становится менее эффективной – каждый двигается в своём направлении.

Оценить творческий вклад довольно трудно

thecreativeprocess

У каждого человека разные способности и различное восприятие простейших задач. Чтобы ваши подчинённые лучше понимали вас, вы должны внедрить управление творческими процессами: конкретизировать задачи и указывать, на какой результат рассчитываете. Туманная и неопределённая задача, ещё размытая в вольном процессе полёта воображения сотрудника приведёт к самому неожиданному результату.

Здесь возникает и ещё одна сложность. Любой человек хочет проявить максимум воображения и фантазии, когда дело касается творческой работы и если вы будете давать слишком чёткие указания, подобные уравнению, которое можно решить одним единственным способом, вы сильно ограничите сотрудника, а может даже снизите его работоспособность в целом.

Даже при максимально чётком видении вами конечного результата, оставляйте небольшой “зазор” для полёта фантазии работника. Если он и сам по себе склонен к творчеству и ко всему подходит с неожиданной стороны, умеет отыскать креативное решение без вашей помощи, не давите на него.

Как вы видите, управлять творческим процессом  не так уж сложно. Главное — это оставлять место для полёта фантазии и инициативы сотрудника, но в то же время давать понять, чего вы от него хотите.