Принципы эффективных тренингов

balance

Принципы эффективных тренингов

Как выбрать тренинг для своих сотрудников и коллег?

Создавая тренинги и отвечая на запросы наших клиентов, мы сформулировали основные принципы, которые включают в себя все пожелания компаний. Принимая решение о необходимости обучения, выделяя бюджет и ресурсы на развитие, все по-разному излагают свои ожидания и пожелания. Но в основе всегда одно слово – все заказчики хотят получить ПОЛЬЗУ.

Мы расшифровали это понятие и изложили его в основных принципах создания корпоративных тренингов. Именно так мы понимаем понятие ПОЛЕЗНО.

Практично

Любая информация, практические упражнения, мини-лекции, смоделированные ситуации, которые используются в тренингах, должны быть максимально приближены к реальности и специфике работы участников мероприятия. Учиться впрок бессмысленно. Знания будут восприняты, только если их можно применить в ближайшее время, и они попадают в «зону ближайшего развития» тех, кто участвует в мероприятии.

Общедоступно

Часто на одном мероприятии оказываются представители нескольких подразделений, филиалов и городов. У них разные задачи, функционал, набор компетенций, порой даже менталитет. Если при создании тренинга, не учесть этих нюансов, то группа будет состоять из выглядывающих из окопов представителей разных цивилизаций, в лучшем случае, ушедших в молчаливый саботаж предлагаемых для решения задач. Важнейшим условием успешного (а, значит, полезного) тренинга является необходимость найти те общие, понятные всем принципы, подходы и способы действия, отталкиваясь от которых, можно объединить всех участников и направить их на решение актуальных для развития компании целей.

Легко

Нет ничего более угнетающего и снижающего эффективность мероприятия, чем непонятные инструкции к выполнению тренинговых задач и пространные объяснения больших теоретических блоков. Чем нагляднее, проще и доступнее изложена информация и инструкции к выполнению упражнений, тем больше результата получат участники и вложат, в конечном итоге, в развитие компании. Чем выше уровень мастерства тренера, тем больше простых и понятных блок-схем и четких определений он озвучивает, тем прозрачнее его формулировки и объяснения для участников. За внешней легкостью и четкой структурностью тренингового мероприятия – всегда огромный опыт управления групповой динамикой, высокий уровень эмпатии и владения материалом ведущим. Важно только не перепутать легкость с поверхностностью.

Естественно

Еще одно важное условие, позволяющее сделать мероприятие полезным – это атмосфера. В любой компании есть свои ценности и убеждения. Есть декларируемые ценности, а есть реальные. Любая совместная работа группы людей базируется на некоем своде правил и принципов, принятых в компании. Даже если явно их никто не озвучивал. Для продуктивной работы важна атмосфера естественности в тренинговом пространстве. А этого можно достичь, только настроившись на «волну» той компании, с которой проводится работа. Тренинг, даже четко структурированный и подчиненный жесткому плану – это творческий процесс, возможный только в том случае, если взаимодействие будет открытым. Тогда творчество станет совместным, а эффект синергии мощнейшим. Выявление базовых принципов и ценностей компании — это то, что необходимо сделать тренеру еще на предварительной встрече. Потому что, если специалист не в состоянии настроиться на заказчика, или не разделяет ценности клиента, или просто его не понимает, то естественность в совместной работе создать будет крайне трудно. А значит и обеспечить условия, которые принесут компании максимальную пользу, практически невозможно.

Заинтересованность

Основная иллюзия людей заключается в переносе своих ценностей и убеждений на окружающих. Им кажется очевидным, что если я хочу развития и роста, или стабильности и определенности, или сохранения зоны комфорта, то это присуще и всем остальным. Особенно эта иллюзия свойственна руководителям. И очень ярко она проявляется на тренингах. Часто, встретившись с сопротивлением или саботажем сотрудников в ответ на инициативу по проведению обучения, руководитель проявляет агрессию или расстраивается и теряет, в конечном итоге, мотивацию вкладывать ресурсы в развитие персонала. Одним из важнейших условий эффективного тренинга является включение личной мотивации каждого участника и его эмоциональное вовлечение в процесс. Без условий, позволяющих снять барьеры и включить интерес участников, тренинг может стать не инструментом развития, а катализатором внутренних конфликтов. Если только изначально целью тренинга не являлось желание спровоцировать протест и вывести на поверхность дремлющие внутри разрушительные процессы.

Нестандартность

Если формат тренинга будет похож на стандартную для большинства форму обучения, привычную со времен института или курсов, то обеспечить включенность и создать условия для применения новых подходов будет затруднительно. Мы все находимся под влиянием стереотипов. Стоит только оказаться в ситуации, напоминающей, что-то уже знакомое и привычное, как эмоциональная заинтересованность и готовность воспринимать информацию мгновенно снимается. Люди воспринимают новое и создают интересные решения только выходя за границы привычных стереотипов за счет непривычных действий. Использование нестандартных форматов (например, игровых), подходов (например, вариаций мозгового штурма) или элементов (например, упражнений) в мероприятии позволяет снять контроль у участников, добавляет легкости и, тем самым, создает качественно другой уровень формулировок полноценных решений, планов и стратегий развития. А также серьезно усиливает эмоциональную вовлеченность в процесс. Но и здесь нужна золотая середина – если предложенный формат будет слишком неожиданным для уровня подготовки участников, можно получить прямо противоположный результат в виде выключения людей из процесса.

Образно

Самым эффективным инструментом, включающим наше воображение и эмоциональность, а значит, обеспечивающим энергию для достижения целей, является правое полушарие. Именно оно отвечает за образное мышление. Движение вперед – это реализация видения. Мысленные образы желаемых будущих целей называются видением. Если его нет (читай – оно не создано), то и двигаться, усваивать информацию, экспериментировать с новыми подходами, пробовать и внедрять другие инструменты, нет смысла. Полноценного развития без видения не бывает потому, что оно включает ресурсы и определяет в каком направлении идти. Включенные в план тренинга инструменты, позволяющие работать с образным мышлением, являются тем самым балансирующим элементом, который объединяет все предыдущие условия и обеспечивает долгосрочный результат после проведения тренингового мероприятия. И этот результат выражается в том, что люди бессознательно, по собственной инициативе используют в своих подходах, коммуникациях с коллегами, выполнении функциональных задач все то, что было попробовано, отработано и актуализировано в процессе тренинга.

Практичный, общедоступный, легкий для восприятия, естественный по созданной атмосфере, обеспечивающий заинтересованность участников, нестандартный, использующий инструменты работы с образами тренинг – это всегда событие, которое:

  • выводит компанию на новый уровень развития
  • актуализирует уже имеющиеся в арсенале знания
  • позволяет найти те подходы, которые сделают компанию сильнее и укрепят ее влияние
  • создает условия для использования в своей работе новых инструментов
  • остается ярким эмоциональным опытом в жизни компании
  • усиливает мотивацию на движение вперед
  • увеличивает веру в свои возможности