Притчи для тренингов

На различных мероприятиях используются сотни тренинговых притч — суфийские, христианские, буддийские, даосские, индуистские и иудаистские… притчи разных стран и народов.

Авторы большинства этих притч давно не с нами, да и как можно утверждать что у этих прить были авторы. Тот, кто увидел историю своими глазами, услышал и рассказал другим? Тот, кто записал? Или тот, кто передал дальше?

Притчи для тренинга:

С древности притчи передаются именно так — из уст в уста, от учителя к ученику. Словно сжатая энергия невероятной мощности, притча позволяет человеку мгновенно изменить своё сознание и подняться на новую ступень развития, понимания.

Красота тренинговых притч в том, что они создают тонкий намёк, каким всё должно быть. Они пробуждают воспоминания, ощущения, опыт и никогда не дают ответа напрямую.

Притча была и остаётся один из древнейших путей доступа к знанию маленьких и больших законов, управляющих нашим миром. Одним из простых, испытанных временем путей, поскольку владеет редким искусством попадать прямо в НАШИ СЕРДЦА. Суть её проникает в сердце подобно семени, прорастает, и тут же дают новые всходы.

Притча всегда диалог, беседа. Её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. А поскольку процесс этот бесконечен, то и притча никогда не исчерпывает всей своей глубины и проецируется в бесконечность.

В притче всегда скрыто несколько слоёв смыслов — поверхностный (ситуативный) и несколько глубинных, нередко противоположных поверхностному, явному смыслу. Я часто сталкиваюсь на тренингах с ситуацией, когда группа слушает совершенно, казалось бы, неявно привязанную к теме притчу и делает из неё множество выводов по заявленной теме. Порой очень нестандартных, неожиданных выводов.

Достаточно спросить:

«Как вы думаете, как она связана с нашей темой?»

Я не раз убеждалась, как легко притча выводит сознание человека за привычные рамки, делает его более гибким и подвижным, способствует расширению сознания за пределы привычных рамок, стереотипов и шаблонов мышления, формальной логики.

Благодаря притче мои участники легче адаптировались к нестандартным жизненным ситуациям, находили ответ на проблемные и запутанные ситуации, быстрее понимали и принимали непривычные правила и приёмы.

К месту рассказанная  притча позволяет:

  • создать интригу — на начало тренинга, новой темы, упражнения;
  • подвести к обсуждению сложного вопроса или особой темы или сделать акцент на ней;
  • наглядно проиллюстрировать определённую ситуацию и спровоцировать дискуссию по ней;
  • обсудить сложную для понимания ситуацию на более простом и понятном примере;
  • подвести группу к определенным выводам по теме;
  • выйти из конфликтной или провокационной ситуации с участником или группой, разрядить обстановку;
  • подвести итоги блока тренинга или тренинга в целом;
  • напутствовать или воодушевить участников и т.д.

Есть пять простых правил, которых я придерживаюсь, рассказывая притчи:
3 в 1. На тренинге важно не переборщить с притчами, знайте меру. По моей практике обычно трёх притч за тренинг вполне достаточно. Не считая метафор, баек, историй и анекдотов. Хотите больше — полагайтесь на своё чутьё. Если пока вы его не наработали — пользуйтесь этим правилом.

Естественность. Притча должна вспомниться уместно, к слову, и тогда она легко соскользнёт с вашего языка. Если вы боитесь забыть новую притчу, которую вы выбрали для своего тренинга — придумайте к ней пару ключевых слов и мысленно свяжите их с нужной темой или конкретным действием. В ходе тренинга ассоциация сработает сама.

Играйте. Рассказывайте притчу, как если бы вы рассказывали хороший анекдот. Они часто похожи между собой. Играйте в лицах, с интонациями и паузами. Это неизбежно пробуждает и держит внимание всех участников.

Будьте кратки. Не злоупотребляйте своим красноречием, притча должна быть краткой. Не дольше 3-х минут. Иначе ваши слушатели уснут или отвлекутся, а притча потеряет свой смысл. Не пересказывайте притчу дословно, только самую суть.

Для чего? Всегда помните, для чего вы это делаете. Но даже если вы сами потеряли нить и не помните, к чему вы её рассказывали — сделайте паузу, обведите взглядом свою заворожённую группу и спросите глубокомысленно: «Как думаете, к чему я её рассказал?». Не сомневайтесь, участники сами найдут множество смыслов, часто неожиданных даже для вас.

Как тренер, я часто сталкивалась с ситуацией, когда группа работает со мной не в первый раз, и мне хочется рассказать им новые притчи. Однако иногда совершенно нет времени перечитывать множество притч в книгах и сети в поиске одной-двух нужных.

Для Вас создана подборка притч, чтобы сэкономить бесценное время и силы. Часть таких притч Вы можете прочесть здесь или использовать на своих тренингах.