Справедливо считается, что грамотно подготовленная презентация товара или услуги – это залог успешной сделки. Но чтобы воплотить все свои мысли и идеи в жизнь, вам нужно учитывать ряд факторов, о которых пойдёт речь ниже, и которые позволят вам создавать отличный материал для работы.
Важность целевой аудитории в презентации товара или услуги
Почему-то так происходит, что абсолютное большинство людей вовсе не учитывают целевую аудиторию, когда готовятся к выступлению. Их текст нацелен на всех, а значит – ни на кого.
Чтобы получить от своей работы максимальный результат, вы должны каждый раз составлять портрет своего идеального клиента. То есть написать на бумаге его пол, возраст, уровень доходов, род деятельности и прочее. Ещё лучше представить себя на его месте, чтобы понять, что именно он хочет услышать от вас.
Учитывайте, что интересы владельца маленького магазинчика отличны от запросов хозяина крупного супермаркета. И двигайтесь дальше исходя из этого.
Как подавать информацию в презентации?
При подготовке к презентации товара или услуги помните, что форма подачи материала может изменяться в связи с обстоятельствами. Например, если вы будете проводить речь непосредственно в торговом зале, то вряд или сможете использовать компьютер.
Нужно узнать, кто будет присутствовать на вашей речи. Если это будут специалисты в определённых областях, вы должны быть готовы защититься от их атаки грамотных вопросов. Они не должны застать вас врасплох каким-нибудь коротким замечанием. А вот если вы предупредите их вопросы и дадите на них ответы непосредственно во время доклада, то вырастите в их глазах, а может даже заручитесь их поддержкой.
Учитывайте время, которое вам отводят для презентации товара или услуги. Чтобы сделать выступление максимально ёмким и информативным, воспользуйтесь приёмом, который называется “ножницы”. Напишите на бумаге текст речи и разрежьте его по абзацам, а затем оцените каждый абзац по шкале от 1 до 5 по степени важности заключённой в них информации. Каждый абзац, оценённый вами ниже 4 следует убрать. Затем разложите оставшиеся в смысловой последовательности и логически свяжите их.
Не бойтесь быть кратким в презентации!
Есть такой тип людей, которые умеют хорошо говорить, но вовсе не умеют излагать свои мысли на бумаге. Если это относится к вам, то воспользуйтесь диктофоном. Запишите себя, а затем просто “расшифруйте” запись на листке. И вернитесь к “ножницам”.
Многие боятся слишком укорачивать свой монолог, опасаясь, что короткая презентация товара или услуги не может в полной мере раскрыть все особенности представляемого товара. Это верно лишь до определённой степени.
Если ваш рассказ будет коротким, но содержательным, то аудитория это оценит. С другой стороны, если вы слишком затянете, они могут заскучать и вовсе потерять нить ваших мыслей, что почти равносильно провалу.
Как “построить” презентацию?
Как здание строится из кирпичей, так и эффективное выступление строится из следующих блоков:
- Вступительная часть
- Основная часть
- Коммерческое предложение
- Заключение
Вы можете менять местами слова и абзацы (как строитель подгоняет разные кирпичи друг к другу, когда выкладывает углы), но не можете поменять местами смысловые блоки (как нельзя поставить вместо крыши фундамент). Структура, предоставленная выше, универсальна. Она подходит как для компьютерного доклада, так и для устного рассказа.
Но прежде чем приступать к “строительству”, определитесь со стилистикой вашей презентации. Тут вам на помощь придёт целевая аудитория, на которую вы ориентируете своё выступление. Задавайте себе вопросы об уровне их интеллекта и образовании. Смогут ли они понять значение специальных терминов? Легко ли воспримут длинные витиеватые предложения, которые содержат в себе много информации?
Следующий важный момент касается текста вашего выступления. Вы его уже написали и воспользовались приёмом “ножницы”, но вы не сможете читать с листа во время презентации. Если вы подготавливаетесь к компьютерному докладу, то можете на каждый слайд вынести одну основную мысль, которая станет для вас опорой при произнесении речи.
Если вы выучите речь назубок, это тоже не очень благоприятно скажется на вашем выступлении. Помните, что ваша речь должна быть гибкой, то есть изменяться в процессе повествования, что будет сложно осуществить, заучив текст наизусть.
Тестирование презентации
У вас должна быть фокус-группа, состоящая из родственников, друзей или коллег, которым вы будете показывать свою презентацию в первую очередь. Иными словами, вы должны репетировать на живой аудитории. Обращайте внимание, в каких местах вашего выступления они начинают “зевать”, а где вслушиваются в каждое слово. Следите за их позами. Если они скрещивают руки, ноги или кисти, то это значит, что они пытаются отгородиться от вас, то есть по каким-то причинам не желают слушать. Выясните эти причины и внесите необходимые изменения.
Теперь вы готовы к презентации товара или услуги. Смело идите на встречу и не сомневайтесь в себе. Вы удивите своих слушателей и в будущем заключите ещё не один контракт, если будете использовать наши рекомендации.