Хватит навешивать ярлыки: эффект ореола в действии

stock-photo-63521333

Хватит навешивать ярлыки: эффект ореола в действии

Эффект ореола (гала-эффект) – научное обоснование тому, почему мы склонны навешивать ярлыки людям при знакомстве и почему не можем расстаться с этим мнением впоследствии.

Если вы знакомы с человеком недостаточно хорошо или перед встречей вы уже слышали о нем что-либо, то в таких условиях, как правило, и формируется устойчивое мнение. Ярлык, повешенный на человека изначально, мешает трезво оценивать ситуацию и видеть истину. Попробуем разобраться в причинах этого явления.

Навешивать ярлыки мы начинаем уже в ходе знакомства, порой искажая информацию о личностных и профессиональных качествах человека, его статусе и репутации.

То, что вы узнаете о конкретном субъекте изначально, первые впечатления о людях — отправная точка для формирования устойчивого мнения о новых знакомых. Эффект ореола мешает впоследствии разглядеть настоящие черты и особенности характера, нрав и недостатки нового знакомого.

Примеры гало-эффекта

Примером эффекта ореола может служить ситуация, когда в коллективе ваш сотрудник пришел вам на помощь в затруднительной ситуации. Дальше ваше общение ограничивалось лишь приветствием и другими дежурными фразами. Тут вы узнаете от других коллег, что ваш новый знакомый, который проявил себя отзывчивой, доброй, внимательной личностью, оказывает деспотом. Он избивает жену и вообще является человеком с неуравновешенной психикой. Легко ли вам будет поверить такому рассказу?

Навешанные ранее ярлыки на людях мешают вам в новом свете оценивать знакомых. Вы, скорее всего, будете искать оправдания для своего деспотичного коллеги, оправдывая его поведение сложными жизненными обстоятельствами, скверным характером супруги, непониманием со стороны детей, депрессией. Нам трудно осознать, то, что такой замечательный коллега — асоциальный тип.

эффект ореола

Второй случай: до прихода в новый коллектив вы узнали от «доброжелателя», что ваш будущий коллега – грубиян, деспот и, вообще неадекватная личность. Легко ли вам будет пойти на контакт с новым знаком? Скорее всего, вы будете сторониться его, невольно выстраивая психологический барьер, хотя этот человек мог стать идеальным другом и наставником.

Особенности ярлыка

Стоит помнить, что первые впечатления людей, не всегда соответствуют действительности. Гало-эффект может иметь положительную или отрицательную составляющую. Мы склонны навешивать ярлыки людям, с которыми знакомы лично и публичным личностям (политикам, артистам, ученым).

Эффект ореола устанавливается и на неодушевленные объекты. Допустим, нам понравился конкретный продукт определенной компании, это заставляет нас полагать, что все товары этого бренда имеют исключительное качество. Мы готовы выдать неоправданный «кредит доверия» всей фирме, полагаясь на впечатление об одном товаре.

Давайте рассмотрим условия, в которых мы склонны навешивать ярлыки:

  • Отсутствие времени на тщательное знакомство с субъектом/объектом внимания;
  • Большой поток информации. В таких условиях сложно разобраться с каждым отдельным предметом или человеком. Вам трудно узнать личность каждого клиента, если ежедневно к вам приходят новые люди;
  • Стереотипы. Если большинство людей выскажет определенное  мнение относительно конкретного субъекта, то, скорее всего, вы навешаете ярлыки на людей, отталкиваясь от услышанных ранее высказываний;
  • Преобладание яркой черты в характере. Неординарная черта характера или внешняя особенность оказывает немалое влияние на формирование общего мнения.

эффект ореола

Когда гало-эффект используют целенаправленно?

Эффект ореола зачастую используют политики и бизнесмены, для формирования негативного рейтинга своих оппонентов и конкурентов. Мошенники довольно часто применяют его в своей практике, с целью формирования доверия к себе.

Пример из классики: в комедии «Ревизор» чиновники приняли за проверяющего товарища Хлестакова, и обходили вниманием настоящего ревизора. Долгое время никто не замечал, что представленный им товарищ вовсе не знаком с этой профессией и выполняет не свои обязанности.

Неверное впечатление подлежит корректировке и разрушению, но для снятия якорей потребуется некоторое время и усилия. Будьте к этому готовы.

Фактор Роста напишите нам! сможем быстро ответить
Нут вот например

Заполните, пожалуйста, все поля в этой форме

Фактор Роста — бизнес-обучение, открытые семинары и индивидуальные тренинги

Мы знаем план как ты изменишь мир