Одна из самых распространенных ошибок, совершаемая топ-менеджерами и руководителями высшего звена — это неумение делить работу на свою и чужую, то есть грамотно делегировать задачи.
Проблему перегруженности высшего руководства отчетливей всего можно наблюдать в крупных компаниях. Однако топ-менеджерам среднего и малого бизнеса тоже зачастую приходится несладко. Давайте разберемся, почему так важно уметь делегировать полномочия, какие сложности встретятся вам в процессе делегирования и как можно упростить этот процесс.
Проблема чрезмерной загруженности может привести к быстрому выгоранию руководителя, срывах на подчиненных или же просто притуплению внимания. Это приводит к снижению мотивации подчиненных, снижению эффективности их работы и постепенному уменьшению прибыли компании. Отсюда можно сделать выводы о важности навыка делегирования.
Основной причиной нежелания делегировать свои полномочия является уверенность многих руководителей в том, что никто не сделает эту работу лучше, чем они сами. Руководители стремятся охватить и реализовать своими силами как можно больше задач, но в итоге попросту теряют время и в суматохе забывают о своей главной функции — управлении персоналом.
Основные принципы делегирования полномочий
Делегирование полномочий, вне зависимости от размеров компании, можно разделить на 4 основных этапа:
- Определяем, что конкретно нужно делегировать
- Выбираем сотрудника, кому мы это делегируем
- Объясняем ему суть задачи, цели и сроки, отведенные на ее выполнение
- Контролируем ход выполнения задачи
Что делегировать
Если разобраться, то абсолютно любой руководитель выполняет те задачи, которые легко можно переложить на плечи своих подчиненных, оставив для себя решение важных стратегических вопросов, анализ текущей ситуации, работа над мотивацией сотрудников и долгосрочное планирование.
Всегда можно делегировать следующие задачи:
- Подготовительная работа (сбор информации, подготовка презентаций, разработка ТЗ и т.д.)
- Повседневные рутинные обязанности — телефонные переговоры, переписка и т.д.
- Вопросы, касающиеся бюджетирования, планирования и финансирования
- Узкоспециализированные задачи, которые другие сотрудники могут выполнить даже лучше руководителя — дизайн сайта, рекламная кампания и т.д.
Кому делегировать
Выбирать сотрудника для делегирования необходимо, основываясь на нескольких параметрах:
- Что представляет собой сотрудник — стремится ли он к росту, его степень ответственности, и уровень трудолюбия.
- Степень загруженности — хватит ли ему вообще времени на выполнение дополнительных задач?
- Опыт и необходимые навыки — глупо ведь поручать задачу по разработке дизайна сайта главному архитектору.
Важно помнить, что лучше не нагружать дополнительными задачами ключевых работников вашего отдела или компании в целом. Ведь они наверняка выполняют важные и сверхсрочные задачи, приоритете которых явно выше тех, что вы собираетесь делегировать. Если сотрудник хорошо выполняет свою работу — просто не мешайте.
Также стоит быть осторожным в делегировании задач новому сотруднику, особенно если задача срочная. Это не лучший способ проверить новичка на прочность.
Как делегировать
Необходимо понимать, что делегирование — это не стремление загрузить сотрудника абстрактной задачей только ради того, чтобы он был перманентно занят. Понимание ценности и пользы от решения этой задачи, облегчит вам процесс делегирования и поможет вашем сотруднику выполнить ее безошибочно и точно в срок.
Как контролировать
После факта делегирования задачи руководителю нужно быть готовым к потоку вопросов от тех сотрудников, на чьи плечи легло ее выполнение. На эти вопросы обязательно нужно отвечать, тем самым контролируя ход ее выполнения. Будет гораздо лучше, если инициатива будет исходить от самого руководителя, который будет интересоваться продвижением дел. Далеко не каждый сотрудник осмелиться дергать своего начальника «по мелочам», которые в итоге могут сыграть ключевую роль. Однако не стоит точно так же «дергать» сотрудника ежеминутно или ежечасно. Это только лишь будет отнимать ценное время как у вас, так и у него.
Основные трудности в процессе делегирования полномочий
Делегирование полномочий в организации часто сопровождается психологическими барьерами, возникающими от незнания принципов делегирования. Препятствием для делегирования также зачастую становится недоверие к сотрудникам, неуверенность в их знаниях и умениях, нежелание делиться своим опытом, страх начальника потерять авторитет в глазах коллектива и, конечно же, стремление выполнить все задачи в одиночку.
Порой справиться со всеми этими барьерами самому непросто. В таких ситуациях хорошо помогают советы специалистов или же специальные тренинги для руководителей.
Преимущества делегирования
У грамотного делегирования полномочий достаточно много выгод, причем, как для руководителя, так и для подчиненных.
Что касается руководителя, то он:
- Освобождает время для действительно важных задач, требующих непосредственного участия представителя топ-менеджмента компании
- Ему удается заниматься своей непосредственной обязанностью — управлять командой
- Может наблюдать за ходом выполнения задач со стороны, что дает более широкий угол обзора и возможность выявления каких-либо недочетов или стратегических ошибок, а также возможность их предотвращения еще на этапе выполнения задачи
Ваши подчиненные:
- Осознают собственную важность
- Чувствуют, что им доверяют
- У них растет мотивация и лояльность к компании
- Растет уровень эффективности работы
Грамотное делегирование задач — это невероятно важный для каждого руководителя навык, который ведет компанию напрямую к успеху.