Нет, мне это не нужно. Да, я это куплю!
Знакомо ли вам патологическое накопительство вещей? Как часто вы совершаете ненужные покупки? Согласитесь, следующая ситуация актуальна для многих: хозяйка собирается в супермаркет, чтобы купить свежего хлеба, а возвращается с двумя пакетами неизвестно зачем приобретенных продуктов. В таком случае хорошо, если та самая хозяйка не забыла захватить в магазине тот самый хлеб. Звучит забавно, но достаточно часто это становится ощутимой проблемой.
В чем причина подобных действий и как препятствовать “эффекту Дидро” – необъяснимой тяге к покупке ненужных вещей и регулярному перерасходу? Давайте рассуждать и искать ответы вместе.
“Эффект Дидро”. Человек как раб ненужных покупок
Не вдаваясь в тонкости истории, суть такой зависимости от покупок можно изложить следующим образом. Известный философ Дени Дидро однажды стал обладателем роскошного предмета одежды, на фоне которого все остальные предметы его гардероба и интерьера завяли да померкли. В связи с этим в Дидро проснулась неописуемая тяга к тотальной смене всей атрибутики, которая окружала его в жизни, на более новую и дорогую – под стать появившейся прекрасной вещи. Вследствие маниакального приобретения новых предметов, Дени заметил, что он не стал радостнее или счастливее от приобретения всех этих, по сути, ненужных вещей. К тому же, если раньше он был абсолютным хозяином своей собственности, теперь он стал просто рабом ненужных покупок. Мораль истории проста – налицо явная зависимость от вещей.
Каждое необоснованное приобретение способно потянуть за собой цепочку новых ненужных покупок, которые лишь отберут у вас лишние деньги, но совершенно не принесут какой-либо практической пользы.
Ваша зависимость от покупок – это то, что вам вредит. Ваша зависимость от покупок – это то, что идет на пользу производителю, но не вам. В среде маркетологов и прочих людей, находящихся “в теме”, этот психологический принцип известен давно. Также он не один десяток лет находится на вооружении крупных компаний-производителей. Второе имя данного эффекта в поведении покупателя – спираль приобретения. Именно она затягивает вас, вынуждая снова покупать ненужные вещи, дополняя приобретенную ранее ненужную вам продукцию.
Почему мы покупаем вещи, без которых спокойно могли бы обойтись?
Как механизм подобных внутренних ловушек работает в наше время? Да все так же, как и во времена Дидро. Рассмотрим пару элементарных примеров, почему покупаемые вещи диктуют нам свои правила. Притом, совершенно неважно, что вы покупаете и за какую цену: психологические ловушки срабатывают в любом случае.
-
Платье – не платье без новых туфель, сумки и аксессуаров..
Девушка хочет купить себе новое платье (изначально – только одно платье!) и покупает его. Далее выясняется, что “под это платье у меня нет ни подходящей пары туфель, ни сумочки нужного цвета”. Вуаля! Эта девушка уже поддалась той самой спирали потребления. Теперь она вряд ли обойдется без новых, уже непланируемых и ненужных покупок – обуви и необходимого аксессуара. А самое интересное то, что если такой возможности у нее в перспективе нет – она будет несчастной, несмотря на появление в жизни изначально желаемой покупки.
-
Дивану – царские апартаменты.
Следующий пример – муж с женой купили потрясающий новый диван. Да, именно тот, о котором они мечтали не один год. Казалось бы, супруги просто обязаны быть вне себя от переполняемой их радости. Но тут они оба замечают, что старый шкаф в гостиной и обшарпанный комод вовсе не подходят к обновке. Внезапно появляется желание обновить всю комнату (начиная с крупной мебели и техники, заканчивая незаметными мелочами).
-
Автомобилистам посвящается.
Напоследок – приобретение авто. Скажем, вы давно хотели стать обладателем новой машины. И вот, мечта воплотилась в жизнь. Но с дорогой покупкой приходит и дорогое обслуживание – вы начинаете ездить в более дорогие автомойки, обращаться в более статусные автомобильные мастерские.
Нет, это не значит, что чреда обновлений в вашей жизни – это плохо. Но слишком часто на крючок зависимости от вещей (которые совершенно бесполезны, но весьма дороги) попадаются люди, не имеющие лишних денежных средств, но так усердно тратящие имеющиеся деньги направо и налево.
Как избежать покупки ненужных вещей?
Нужно переосмыслить сам процесс приобретения вещей. Стоит более осознанно подходить к самой процедуре шоппинга, четко отдавая себе отчет в том, что вам нужно и в чем нет необходимости. Чтобы ликвидировать пустые траты, достаточно свести все к нескольким рекомендациям:
– планируйте свои расходы и не выходите за рамки плана;
– максимально избегайте покупки тех вещей, в которых у вас нет прямой необходимости (даже если есть непреодолимое желание купить “вон ту подушечку, потому что на нее распространяется скидка размером в 50 процентов!”);
– выбирайте вещи, руководствуясь их полезностью и необходимостью, а не статусом;
– не забывайте, что это вы обладаете вещами, а не они вами;
– не попадайтесь на удочки маркетологов.