Если понаблюдать даже со стороны клиента за работой компаний, можно заметить, что практически каждый отдел продаж страдает от нескольких серьезных «болезней». Типичные проблемы отдела продаж возникают из-за разных факторов, и прямая обязанность руководителя – эти факторы выявить и устранить. Только, избавившись от недостатков в работе, можно обеспечить развитие отдела продаж в правильном русле и сформировать такую команду менеджеров, которая точно будет продавать.
Проблемы отдела продаж и лично менеджеров
-
Кадры решают все
Если один или несколько грамотных менеджеров по продажам ушли из предприятия, это может закончиться огромными убытками. Эффективный отдел продаж фактически полностью построен на работе менеджеров. А разыскать знающего специалиста или обучить талантливого новичка – задачи не одного дня. И потому прибыльность бизнеса почти всецело зависит от стараний продавцов, которые могут со временем зазнаться, начать выдвигать завышенные требования.
-
Подбор сотрудников: найти трудно, а удержать – еще сложнее
Когда компания не располагает достаточными ресурсами для привлечения профессиональных менеджеров-продажников, приходится заниматься «воспитанием» собственных. В данный процесс управленцами вкладывается много сил и времени. Добившись определенных успехов, у менеджеров зачастую резко снижается лояльность к компании–работодателю. Распространены случаи, когда сотрудника попросту уводят конкуренты, предложив более выгодные условия. А создать эти условия легко, если компания ничего не вкладывала в профессиональный рост специалиста по продажам. Некоторым фирмам проще «отбивать» чужих, уже подготовленных, сотрудников, чем вкладывать ресурсы в развитие отдела продаж.
-
Менеджер не уходит один
Каждый менеджер имеет свою наработанную базу клиентов. И, уходя с должности, он забирает ее с собой, используя эти данные в работе на другую компанию. Таким образом, постоянные клиенты могут уйти вслед за менеджером-перебежчиком, если он создал с ними хорошие рабочие отношения.
-
«Смертный грех» менеджера: гордыня
Проблемы отдела продаж часто вызваны завышенной самооценкой менеджеров. Заметив, что качеством их работы во многом определяется общая прибыльность бизнеса, они начинают предъявлять новые претензии и требования: повысить зарплату, организовать более гибкий рабочий график, обеспечить улучшенным социальным пакетом. Вместе с этим ошибки менеджера по продажам учащаются, так как гордость закрывает ему глаза на имеющиеся недостатки в работе.
-
«Принцип зачетки» − когда прошлые достижения ценнее дальнейшего роста
Некоторые продажники думают, что, заработав хорошую репутацию в коллективе и собрав крепкую клиентскую базу, можно рассчитывать на снисходительное отношение руководства. Такая в корне неправильная установка обретается во время обучения в ВУЗе, когда отличившийся на первых курсах студент получает поблажки от преподавателей, если, например, не успевает сдать в срок работу и т.д., Часто она остается на всю жизнь. Если, конечно, жизнь не «выбьет» из него данное убеждение.
Таким образом, проблемы отдела продаж бывают вызваны чрезмерным вниманием менеджеров к своим прошлым достижениям на этой же должности. Им кажется, что, раз они уже показали себя с хорошей стороны, можно снизить планку. Но реальные ошибки менеджера по продажам остаются ошибками, каких бы высот не достигал он раньше, и руководство не может закрыть на них глаза: ведь от активности работы персонала зависит прибыль предприятия. В результате, не получив желаемых «скидок в требованиях», менеджер решает поменять место работы, где потом повторяется тот же сценарий.
-
Стресс – враг, от которого не спрятаться менеджеру
Работая с людьми, особенно в сфере продаж, избежать стрессовых ситуаций невозможно. Отказы клиентов, зачастую в весьма грубой форме, сорвавшиеся контракты, дебиторская задолженность – основные факторы, негативно влияющие на эмоциональный настрой менеджера, и, соответственно, его мотивацию к продолжению активной работы. Временно эту проблему могут решить тренинги, беседы, креативные схемы повышения мотивации. Но регулярно организовать такие мероприятия – слишком дорогое для компании удовольствие. Эмоциональное выгорание может привести к решению менеджера сменить место работы или полностью отказаться от данной сферы профессиональной деятельности.
Как организовать эффективную работу отдела продаж?
Даже самый эффективный отдел продаж сталкивается с такого рода проблемами. Помочь в их решении может применение метода продаж, основанного на принципе конвейера. В этом случае каждый сотрудник (в крупных компаниях – каждое подразделение) выполняет только возложенную на него часть работы: поиск потенциальных заказчиков или покупателей, активные продажи и сопровождение клиентов. Каждый сотрудник или подразделение получают инструкцию, где указано, например, что, кому и в каких объемах нужно продать. Данный метод позволяет освободить сотрудников от выполнения слишком большого количества задач и создать более комфортную психологическую обстановку.