Разработка тренинга — не просто творческий процесс зависящий от профессионализма. Это настоящее искусство, ведь у вас на глазах рождается новая учебная программа тренинга, новый тренинг, который должен как минимум принести пользу клиенту.
В центре Фактор Роста мы используем доказавший свою эффективность стандарт разработки и проведения тренингов Instructional System Development ( ISD ), который состоит из нескольких этапов.
Разработка тренинга включает в себя шесть последовательных этапов
Все этапы разработки тренинга логически взаимосвязаны и определяют общую последовательность разработки тренинга.
- Формулирование концепции и целей тренинга клиентского запроса.
- Разработка программы тренинга с разбивкой на тематические модули.
- Создание дизайна тренинга, методическое наполнение.
- Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера).
- Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга).
Модель разработки программы тренинга
Подобные алгоритмы помогут Вам разобраться с тем, что нужно сделать на каждом из этапов разработки программы.
В частности, очень важно еще до начала тренинга определить исходный уровень знаний и навыков, выяснить требования корпоративных стандартов, особенности поведения участников на рабочем месте.
Это обязательный этап, иначе невозможно будет разработать метрики для итоговой оценки эффективности тренинга и учесть индивидуальные потребности участников (включая особенности предпочитаемых стилей обучения).
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
Когда четко сформулированы цели (в конкретных показателях, если это возможно), которых должны достичь участники на своих рабочих местах, и определен исходный уровень их компетентности, можно определить цели и задачи обучения (какие навыки, знания и установки должны быть усвоены и сформированы во время тренинга), а также способы измеренияуспешности обучения .
Правильная формулировка целей имеет критическое значение.
Если цель сформулирована так:
«Участники должны понимать тему (предмет, теорию, процесс и т. д.)»
И если вы на входе размыто согласуете с заказчиком цели, то каким образом «на выходе» можно будет измерить степень ее понимания? Как мы узнаем, смогут ли ваши клиенты применить новые знания в работе?
Поэтому цели обучения должны формулироваться в терминах совершения действий или поступков, которые можно наблюдать и измерять: участник тренинга должен быть в состоянии продемонстрировать выполнение конкретных действий и процедур, владение определенными навыками или применение полученных знаний. Кроме того, необходимо разработать методы оценки изменения реального поведения участников на рабочем месте.
При разработке программы тренинга ключевым является вопрос: каким образом помочь участникам продвинуться с уже имеющегося уровня знаний и умений на уровень мастерского владения новым материалом, применения новых навыков? Сначала есть смысл описать общийдизайн будущего курса: основные содержательные блоки (темы), структуру и стратегии изложения материала.
Существует множество способов организации и представления содержания учебного курса.
Например, можно использовать следующие стратегии изложения материала:
- пошаговую;
- от целостной картины — к составным частям;
- от общего — к специфическому;
- от известного — к неизвестному;
- от неизвестного — к известному и т. п.
Очень важно также правильно выстроить последовательность изложения материала. Для этого сначала каждую из задач обучения нужно сопоставить с соответствующими теоретическими знаниями и практическими упражнениями, различными видами активности и методами обучения.
Все эти материалы будут объединены одной общей темой . Сгруппировав несколько логически связанных тематических блоков, мы получим учебный модуль (см. приложение ).
Последовательность изложения отдельных модулей образует структуру курса . К каждому модулю нужно разработать перечень всех необходимых раздаточных и демонстрационных материалов , спланировать их подготовку, оформление и тиражирование.
Методические материалы техническое обеспечение
Материалами могут служить слайды (для презентации и для проектора), рабочий конспект тренинга ( Workbook ), планы работы, шаблоны и типовые формы различных документов, тесты, аудио- и видеозаписи, игрушки, формы для получения обратной связи от участников и их руководителей, материалы для практических заданий и экспериментов, анкеты для участников (самооценка навыков и самопроверка знаний), плакаты и т. п.
На этом же этапе планируется, какое оборудование понадобится для реализации всех видов активности: компьютеры, видеопроектор, флипчарты, видеокамеры, самоклеющиеся листочки и т. п.
Упражнения для тренинга
Одним из самых важных блоков в подготовке тренинга – это тщательно продуманные упражнения, и мы специально подготовили сборник упраженений кторые делают тренинг успешным как для участников так и для заказчика.
Итог
Разрабатывая программу тренингового курса и выбирая методы обучения, нужно учитывать необходимость интеграции в тренинге теории и практики, а также фокусирования его на достижении поставленных целей.
И помните, очень важно привлекать к оценке программы тренинга (и на этапе ее разработки, и на этапе реализации, и после ее окончания) менеджеров по персоналу и непосредственных руководителей участников программы обучения, учитывать их замечания и предложения.
Чем мы можем помочь при составлении программы Вашего тренинга.
Вы можете смело обратиться к нам для разработки вашей специфической тренинговой программы.
В результате вы получите не только действительно работающий инструмент, но и избежите типичных ошибок.
Так же сможете точно решить для себя и своей компании задачи:
- Постановка целей и задач, результатов обучения.
- Тренинг или семинар? Возможности и ограничения.
- Групповая фаслитация, где ее можно использовать.
- Решение бизнес-задач организации с помощью тренинга.
- Схемы построения тренингов различной продолжительности.
- Структура программы.