Разработка и проведение тренингов

Разработка и проведение тренингов

Разработка и проведение тренингов

Разработка тренинга — не просто творческий процесс зависящий от профессионализма. Это настоящее искусство, ведь у вас на глазах рождается новая учебная программа тренинга, новый тренинг, который должен как минимум принести пользу клиенту.

В центре Фактор Роста мы используем доказавший свою эффективность стандарт разработки и проведения тренингов  Instructional System Development ISD ), который состоит из нескольких этапов.

Разработка тренинга включает в себя шесть последовательных этапов

Все этапы разработки тренинга логически взаимосвязаны и определяют общую последовательность разработки тренинга.

  • Формулирование концепции и целей тренинга клиентского запроса.
  • Разработка программы тренинга с разбивкой на тематические модули.
  • Создание дизайна тренинга, методическое наполнение.
  • Описание методички по ведению тренинга (рабочие материалы тренера).
  • Создание раздаточных материалов (рабочая тетрадь участника тренинга).

 Модель разработки программы тренинга

Подобные алгоритмы помогут Вам разобраться с тем, что нужно сделать на каждом из этапов разработки программы.

В частности, очень важно еще до начала тренинга определить исходный уровень знаний и навыков, выяснить требования корпоративных стандартов, особенности поведения участников на рабочем месте.

Это обязательный этап, иначе невозможно будет разработать метрики для итоговой оценки эффективности тренинга и учесть индивидуальные потребности участников (включая особенности предпочитаемых стилей обучения).

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Когда четко сформулированы цели (в конкретных показателях, если это возможно), которых должны достичь участники на своих рабочих местах, и определен исходный уровень их компетентности, можно определить цели и задачи обучения (какие навыки, знания и установки должны быть усвоены и сформированы во время тренинга), а также способы измеренияуспешности обучения .

Правильная формулировка целей имеет критическое значение.

Если цель сформулирована так:

«Участники должны понимать тему (предмет, теорию, процесс и т. д.)»

И если вы на входе размыто согласуете с заказчиком цели, то каким образом «на выходе» можно будет измерить степень ее понимания? Как мы узнаем, смогут ли ваши клиенты применить новые знания в работе?

Поэтому цели обучения должны формулироваться в терминах совершения действий или поступков, которые можно наблюдать и измерять: участник тренинга должен быть в состоянии продемонстрировать выполнение конкретных действий и процедур, владение определенными навыками или применение полученных знаний. Кроме того, необходимо разработать методы оценки изменения реального поведения участников на рабочем месте.

При разработке программы тренинга ключевым является вопрос: каким образом помочь участникам продвинуться с уже имеющегося уровня знаний и умений на уровень мастерского владения новым материалом, применения новых навыков? Сначала есть смысл описать общийдизайн будущего курса: основные содержательные блоки (темы), структуру и стратегии изложения материала.

Существует множество способов организации и представления содержания учебного курса.

Например, можно использовать следующие стратегии изложения материала:

  • пошаговую;
  • от целостной картины — к составным частям;
  • от общего — к специфическому;
  • от известного — к неизвестному;
  • от неизвестного — к известному и т. п.

Очень важно также правильно выстроить последовательность изложения материала. Для этого сначала каждую из задач обучения нужно сопоставить с соответствующими теоретическими знаниями и практическими упражнениями, различными видами активности и методами обучения.

Все эти материалы будут объединены одной общей темой . Сгруппировав несколько логически связанных тематических блоков, мы получим учебный модуль (см.  приложение ).

Последовательность изложения отдельных модулей образует структуру курса . К каждому модулю нужно разработать перечень всех необходимых раздаточных и демонстрационных материалов , спланировать их подготовку, оформление и тиражирование.

Методические материалы техническое обеспечение

Материалами могут служить слайды (для презентации и для проектора), рабочий конспект тренинга ( Workbook ), планы работы, шаблоны и типовые формы различных документов, тесты, аудио- и видеозаписи, игрушки, формы для получения обратной связи от участников и их руководителей, материалы для практических заданий и экспериментов, анкеты для участников (самооценка навыков и самопроверка знаний), плакаты и т. п.

На этом же этапе планируется, какое оборудование понадобится для реализации всех видов активности: компьютеры, видеопроектор, флипчарты, видеокамеры, самоклеющиеся листочки и т. п.

Упражнения для тренинга

Одним из самых важных блоков в подготовке тренинга – это тщательно продуманные упражнения, и мы специально подготовили сборник упраженений кторые делают тренинг успешным как для участников так и для заказчика.

Итог

Разрабатывая программу тренингового курса и выбирая методы обучения, нужно учитывать необходимость интеграции в тренинге теории и практики, а также фокусирования его на достижении поставленных целей.

И помните, очень важно привлекать к оценке программы тренинга (и на этапе ее разработки, и на этапе реализации, и после ее окончания) менеджеров по персоналу и непосредственных руководителей участников программы обучения, учитывать их замечания и предложения.

Чем мы можем  помочь при составлении программы Вашего тренинга.

Вы можете смело обратиться к нам для разработки вашей специфической тренинговой программы.

В результате вы получите не только действительно работающий инструмент, но и избежите типичных ошибок.

Так же сможете точно решить для себя и своей компании задачи:

  • Постановка целей и задач, результатов обучения.
  • Тренинг или семинар? Возможности и ограничения.
  • Групповая фаслитация, где ее можно использовать.
  • Решение бизнес-задач организации с помощью тренинга.
  • Схемы построения тренингов различной продолжительности.
  • Структура программы.
 

Задайте вопрос тренеру