При ведении деловых переговоров самопрезентация занимает одно из ключевых мест, поскольку сегодня на перенасыщенном конкурентном рынке соперничество ведется не столько между товарами и производителями, сколько между имиджами и лицами представителей.
Сформированный при личном общении между партнерами положительный Я-образ обеих сторон дает девяностопроцентную гарантию плодотворного сотрудничества. И только десять процентов информации, влияющей на успех, будет о товаре или услуге.
Но это не значит, что самопрезентация в переговорах – это бесконечный рассказ о себе. В процесс создания положительного мнения включается ряд вербальных и невербальных средств, помогающих создать качественное первое впечатление.
Такой психологический феномен, как самопрезентация, включает в себя весь процесс деловой коммуникации, внешний вид, тембр и громкость голоса, взгляд и многое другое.
Факторы, влияющие на первое впечатление
Условно все факторы, влияющие на первое впечатление, можно разделить на следующие категории:
– Визуальные
– Коммуникативные
– Качественные
– Эмоционально-чувственные
Визуальные факторы работают на создание первого впечатления еще до того, как люди начинают говорить. С точки зрения психологии по эффекту айсберга люди создают впечатление друг о друге, даже просто проходя мимо по улице, составляя на основе визуальных впечатлений полное представление о другом человеке в течение десяти секунд.
Продуманный внешний вид — это основа удачной самопрезентации
Существует несколько достаточно простых, но действенных рекомендаций по поводу внешнего вида участника деловых переговоров.
1. Гардероб.
Одежда должна быть идеально подобрана по размеру и фасону, и, кроме прочего, соответствовать ситуации. Деловой стиль предполагает простой костюм двойку с блузой. Для женщин идеальна юбка длиной до колена, она подчеркнет женственность, и при этом позволит остаться в допустимых рамках приличия. Не стоит увлекаться обтягивающими вещами и глубокими декольте. Внимание собеседника должно быть сконцентрировано на лице партнера, а не на открытых участках тела.
2. Цветовая гамма.
Общепринятое мнение о том, что черные тона в деловом костюме должны преобладать – миф. Не стоит надевать на себя все цвета радуги, но серо-черное одеяние создаст впечатление скучного и ординарного человека. Небольшая яркая деталь, блуза или галстук легкого оттенка позволит не изменить стиль, но креативно заявить о себе.
3. Внимание мелочам.
Ухоженный внешний вид, осанка, чистые волосы и маникюр должны быть безупречными не столько для того, чтобы обращать на себя внимание, сколько для того, чтобы внимание на этом не акцентировать. К тому же от осознания идеального образа приходит и уверенность в себе.
4. Парфюм.
И не совсем визуальный пункт, который создает первое впечатление – хороший дорогой парфюм. Запах запоминается вместе с человеком, и плохой тоже. Стоит потратиться на эту часть имиджа, но, кроме дороговизны, запах должен подходить и отражать внутреннее состояние.
Как расположить к себе людей на самопрезентации
Самопрезентация в переговорах достаточно сильно отражается в коммуникативных навыках партнеров. Хоть деловая коммуникация – это глобальная отрасль этикета и психологии, есть несколько достаточно простых советов о том, как расположить к себе людей и как стать интереснее в глазах собеседника.
- Всегда необходимо представляться собеседнику, даже если имя написано на бейдже, и, что не менее важно, узнавать имя собеседника. Имя человека – это некая вербальная единица, которая автоматически располагает собеседника. В разговоре называть собеседника по имени, значит проявлять к нему уважение и личную приязнь.
- Люди, кроме прочего, аудиалы, и приятный тон и громкость голоса собеседника скорее всего побудит продолжить диалог. Занимаясь постановкой голоса, стоит помнить о том, что низкие частоты более воспринимаемые человеческим ухом. Но не стоит переходить на томных хрип, в меру низкий уверенный голос говорит о внутренней гармонии.
- Чистота речи достигается прочтением большого количества книг и поддержанием большого количества диалогов с людьми, речь которых можно взять за эталон.
- Важно следить за невербальной коммуникацией – мимикой и жестикуляцией. Иногда одно неверное движение способно в корне изменить отношение собеседника.
Подготовьте план самопрезентации
Чтобы построить грамотную самопрезентацию на переговорах, рекомендуется составить план, он поможет определить, как стать интереснее и полезнее собеседнику. Создание такого плана предполагает описание и разбор своих качеств по всем перечисленным пунктам и выяснение своих сильных и слабых сторон и дальнейшая работа над ними. Затем составляется стратегия ведения беседы и подправляются недоработанные моменты. План самопрезентации позволит более обстоятельно подойти к делу и наилучшим образом заявить о себе.
Уверенность в себе и своих знаниях
Качественные характеристики самопрезентации в деловом общении проявляются в квалифицированности специалиста и его осведомленности в теме обсуждения. Приветствуется владение профессиональным лексиконом. Но этот пункт стоит на третьем месте исключительно потому, что профессионализм без двух первых факторов не имеет смысла.
Стоит тщательно готовиться к диалогу, предусматривать ответы на возможные вопросы, и прорабатывать все варианты развития диалога. Уверенность в себе и своих знаниях позволяет легко маневрировать в диалоге и создавать впечатление первоклассного специалиста.
Поскольку даже самый серьезный деловой партнер – тоже человек, то эмоционально-чувственные критерии самопрезентации иногда играют большую роль, чем все вышеперечисленное.
Чтобы понять, как расположить к себе людей, стоит подумать о том, что приятно лично вам. Улыбка, вежливое обращение и приятные слова, похвалы, но не захваливания, помогут собеседнику легче воспринимать информацию от вас, и вы сможете провести свою самопрезентацию максимально эффективно.