С какими чувствами мы, взрослые люди, вспоминаем слова, которые нам когда-то говорили взрослые в детстве?
Безобидные на первый взгляд фразы, адресованные ребенку от значимых в его жизни взрослых, могут сопровождать человека всю жизнь, влияя на его отношения к себе и к другим людям, к своей деятельности и здоровью. Казалось бы, что обидного во фразе: “Ну когда ты, наконец, начнешь учиться?!”. Это зависит от эмоциональной окраски, которую придает фразе человек, произносящий ее и тот, кому фраза адресована. Например, мама может вкладывать в смысл подобной фразы что-то вроде:
Как я устала заниматься твоими уроками…
Мне надоело все время напоминать тебе об этом…
Ты совершенно не можешь самостоятельно справляться со своими делами, уроками, целями, ленью…
Этот список не имеет смысла продолжать, потому что каждый родитель, заглянув к себе вовнутрь, сможет закончить его самостоятельно. А как слышит эту фразу ребенок?
Я надоел своей маме…
Я ленивое, бесхребетное существо, не способное справиться со своими уроками, делами, целями …
Я тупица и лентяй… Маме из-за меня плохо…
Все, что я умею — это злить маму…
После этих слов ребенок делает действенные выводы о себе и своих действиях:
Да, мама права, из меня вряд ли выйдет что-то путное…
Проще таким и оставаться…
Да, я такой, и буду вам все время это доказывать, чтобы хотя бы как-то обращали на меня внимание…
Жить настолько сложно, что даже эти “чертовы уроки” невозможно сесть и сделать. Нет никакого смысла в жизни…
Слова, которые слышит ребенок, действительно влияют на всю его жизнь
Особенность происходящего в том, что ребенок, в силу своего возраста, пока еще не знает или не точно уверен в ответе на вопрос: “Кто Я?”, “Что Я умею, что могу?”. Ответы на подобные вопросы он получает от окружающих его людей, особенно значимых для него: родителей, воспитательницы, учителя, родственников, тренера спортивной секции. Тем более, что взрослые воспринимаются как сильные и всезнающие. Стоит ребенку усвоить сообщение о себе, как оно мигом превращается в представление о себе и о своих возможностях.
Маленькие дети не умеют фильтровать сказанное и принимать право на то, что каждый имеет свое мнение: у вас — свое, у ребенка — свое. Так придумано природой для того, чтобы мы, родители, могли передать опыт прежних поколений, свой опыт нахождения в обществе, отношения к опасностям и полезным вещам, отношения к себе и окружающим людям.
Действительно ли слова влияют на ребёнка?
Этот опыт положительного или отрицательного отношения к себе, людям, делам и другим аспектам нашей жизни, передается ребенку через слова, фразы, и особенно через тот эмоциональный подтекст, который мы в них вкладываем. Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастливым, успешным, уверенным в себе человеком, которому легко ладить с окружающими людьми.
Наверное, вы удивитесь, когда услышите, что это все, во-первых, возможно, а во-вторых, зависит от нас с вами. Ведь словами можно не только ранить, но и воспитывать и формировать успешную личность.
Например, ситуация, с которой обычно сталкиваются родители первоклассников. Ребенок так долго сидел над прописыванием палочек в рядочек, а вы смотрите, и понимаете, что все карлючки — ужасные-е-е!!! Не спешите критиковать малыша, это не повод для расстройства. Предлагаю вам, совместно с ребенком, найти самую красивую палочку в рядочке. Этим вы учите ребенка видеть в своих делах сильные стороны, после чего стоит вызвать желание достигать хороших результатов чаще. Поэтому предложите малышу соревнование: сделать в следующем рядочке вот именно таких красивых палочек больше, и выбрать рядок — победитель. Ориентация ребенка на свои сильные стороны вместе с верой родителей в их возможности творят чудеса!
Точно так же стоит замечать сильные стороны в любом деле и в любом возрасте. Акцент на постоянном нытье вокруг неудач только закрепляет негативные результаты. Тогда как умение видеть сильные стороны даже в сложностях — это философия жизни, которой стоит научить не только ребенка, но и самому хорошо бы уметь.
Разрешите, дорогие родители, предложить вам одну семейную игру.
Вечером, за обсуждением событий прошедшего дня в кругу семьи, расскажите ребенку 5 положительных моментов, которые произошли с вами за день. Хорошо, если каждый член семьи, включая ребенка, будет делать то же самое. Не важно, насколько глобальными будут эти моменты, главное начать мыслить позитивно. Например, “Сегодня я встретил своего друга” или “Мне удалось сделать уроки на 5 минут быстрее, чем вчера”. Из опыта могу сказать, что первая неделя обычно бывает катастрофически тяжелой и даже злит некоторых членов семьи. Сложным оказывается “выдавить из себя” хотя бы один положительный момент за день. Не отчаивайтесь — это упражнение 100% действует.
Немного позже у человека начинает меняться способ мышления, а после сами удачи подтягиваются к тому, кто их чаще замечает. Не забывайте: мысли — материальны! Слова — вообще бомба! Важно помнить это и учить позитивному мышлению своих детей. Так что, если вы и вправду мечтаете об успехах вашего ребенка — начните с себя. Ведь ребенок, как губка — так быстро усваивает ваш опыт положительно мыслящего человека.
Желаю вам, дорогие родители, верить в себя, как родителей, которые горячо и крепко любят своего ребенка и всегда могут поддержать его своей взрослой мудрой жизненной позицией.