Упражнения и игры для тренингов

Одна из главных способностей и задач тренера — помогать участникам менять неэффективное привычное поведение на эффективное новое. Именно за этим люди приходят в тренинг.

При этом тренеру необходимо уметь ловко обходить сознание, которое активно и изобретательно сопротивляется изменениям. Даже если участник шёл на тренинг с огромным искренним желанием измениться.

Правильно выстроенная игра не раскрывает сознанию сути того, что происходит

Её истинный смысл скрыт, чаще всего, за каким-либо физическим взаимодействием или другой простой и явной задачей. Важно, чтобы тренер, давая инструкцию к игре, открывал участникам явные задачи, но не сдавал с потрохами скрытые намерения игры до того, как она закончится. Иначе игра вместо пользы приносит вред обеим сторонам.

Почему?

Потому, что тем самым участнику предоставляется сознательный выбор — менять привычный навык или нет. А это неизбежно открывает ворота сознательному сопротивлению, блокировке попытки измениться.

Сознание сопротивляется уже тем, что даже просто замедляет работу, пытаясь обосновать необходимость того или иного действия, подвергая каждый шаг сомнению и сравнению с привычными действиями, проверенными множеством ситуаций.

 Не менее важно, чтобы участник чётко понимал, что от него хочет тренер.

Причём и здесь появляются явный и скрытый результаты, которых достигает тренер. Явный результат игры должен быть максимально простым, понятным и достижимым для участника.

Задача игр — быть помощником в тренингах, где надо работать и через голову, и через тело, обходя сопротивление, снимая усталость, стрессы, проявляя неочевидное, меняя привычки и закрепляя новые навыки.

И если ему сказали «прыгай, пока не допрыгнешь вот досюда», участник должен легко понять, где это «досюда», как правильно прыгать и как он узнает, что допрыгнул правильно. Тогда участник полагает, что понимает то, что происходит, угрозы нет, всё идёт как надо. А значит, вновь, сознание получает свою пищу, успокаивается и не сопротивляется.

Однако мало создать новую привычку. Её необходимо закрепить как некий «автоматический» навык, при этом бессознательный. Практика показывает, что в комфортной ситуации у любого человека достаточно времени на сознательный выбор множества вариантов действия. В ситуации дискомфорта человек «проваливается» до уровня базовой автоматической бессознательной реакции, то есть срабатывает чисто автоматический навык. Это действие не обязательно будет самым эффективным, но точно самым быстрым. Что и требуется для «выживания».

Поэтому задача тренера — не только сформировать у участника максимально эффективный навык, но и довести его до уровня автоматизма, бессознательной привычки. Такой, например, как вождение автомобиля или приготовление еды.

Пока мы делаем что-то, постоянно думая над этим, размышляя над каждым своим движением, порядком фраз, точностью реакций, навык всё ещё формируется. И только когда он становится тем самым «мастерством, которое не пропьёшь», на уровне мышечной памяти, способностью действовать максимально верно и точно, не думая, лишь тогда можно говорить о закреплении навыка.

А чтобы запомнить действие на уровне «автоматики», считается, что его необходимо повторить не менее 21 раза.