Что такое внутренний маркетинг организации и какова его польза для компании?
Внутренний маркетинг состоит в том, что отношения работника и компании строятся по тем же принципам, что и отношения с клиентами. Администрация фирмы предлагает сотруднику продукт, который состоит из должности, обязанностей и заработной платы, а сам работник приобретает этот продукт, расплачиваясь за него своим трудом. Так сотрудник становится внутренним потребителем. И отношение к нему должно быть ничуть не хуже, чем к внешнему клиенту.
На сегодняшний день, внутренний маркетинг организации дает ощутимые плоды, если грамотно применяется. Благодаря этому подходу прекращается текучесть кадров, работники лучше осваивают стандарты и принципы работы фирмы, качественнее реализуют деятельность, связанную с клиентами.
Многоступенчатая система внутреннего маркетинга
Многослойная система внутреннего маркетинга включает в себя управление кадрами, адаптацию персонала, внутренний пиар. Но как реализовать данную систему на практике? Начните со следующих шагов:
- Тщательно изучите основные ожидания персонала. Ведь из удовлетворения этих потребностей и состоит вся наша жизнь;
- Распределите работников по дифференцированным группам, исходя из их потребностей;
- Измерьте уровень потребностей каждого сотрудника;
- Рекламируйте продукты и деятельность фирмы среди персонала, повышая лояльность.
Таким образом, система внутреннего маркетинга начинает работать на пользу компании. И каждый работник становится заинтересован в продаже продукта напрямую, ведь ему самому нравится данный товар.
Внутренний маркетинг на предприятии. Раскрываем суть
Чтобы было понятно, как осуществить все четыре вышеперечисленных этапа, рассмотрим каждый из них более полно. И тогда внутренний маркетинг на вашем предприятии перестанет быть стратегической загадкой.
Личные предпочтения
Как тщательно и подробно изучить потребности персонала компании? Во время приема на работу будущему сотруднику предложите заполнить специальную анкету, разработанную маркетологами. Эта анкета должна включать блоки вопросов, важность которых также необходимо оценивать по отдельной шкале. Условия труда, самореализация, отношения между сотрудниками – вот те критерии, о которых так важно узнать заранее.
Для работающих сотрудников возможно создать отдельную анкету. Куда необходимо включить все перечисленные критерии и вопрос о том, насколько компания их удовлетворяет.
Хорошим решением будет создание книги жалоб. И еще анонимное анкетирование. Ведь так можно узнать правду об удовлетворенности потребностей людей. Внутренний маркетинг на предприятии, и его первый этап – изучение потребностей, раскрывают суть проблемы от общего к частному. Сначала руководитель узнает об общих настроениях работников, затем исследуется каждый сотрудник отдельно. Такое глубокое исследование сможет провести лишь хороший маркетинговый отдел, сотрудничающий с отделом кадров.
Традиционно, внутренний маркетинг персонала оценивает следующие потребности: профессиональный рост, стабильность предприятия, уровень зарплат, рабочие условия, возможность повышения квалификации, лидерство, интерес к работе, свободу действий, самореализацию, отношения в коллективе, справедливое отношение, информированность, причастность к жизни фирмы, степень участия в принятии решений.
Деление на группы
Прогрессивный внутренний маркетинг персонала предполагает сегментацию сотрудников. Как «разбить» их по интересам? Разбивка на группы помогает генеральному директору понять, как объединять сотрудников для того или иного задания. Сначала происходит деление работников по степени значимости для компании, потом по общим принципам, затем по схожим потребностям.
Измерение личных предпочтений
А как оценить сами потребности работников? Показатель эффективности труда человека должен соответствовать его ожиданиям. Либо стоит оценить его характер, потенциал, соответствие духу компании. Единой системы оценок не существует. Но если работник имеет непомерные амбиции, и при этом плохо работает, с ним расстаются без сожалений.
Персональное кредо фирмы
Внутреннее позиционирование компании – это ее индивидуальность. Создание этой индивидуальности и четкой позиции – главная задача маркетологов. Поэтому внутренний маркетинг компании напрямую связан с корпоративной культурой. И даже если человек считается сверхпрофессионалом, но не умеет общаться с людьми, не понимает ценность корпоративной культуры, он не сможет работать в этой компании.
Роль генерального директора во внутреннем маркетинге
Личность генерального директора оказывает огромное влияние на все процессы в компании. Поэтому отдел маркетинга не всесилен, и главный человек фирмы должен лично участвовать в подборе персонала. Ему необходимо подбирать людей для работы так, чтобы они соответствовали его взглядам и ожиданиям.
Оценка эффективности
Оценить, эффективен ли внутренний маркетинг компании можно по следующим критериям:
- Наличие обратной связи со всеми звеньями фирмы;
- Количество жалоб и предложений;
- Наличие новых идей о продвижении компании на рынке.
Важным фактором успешного внутреннего маркетинга является и тот факт, что сотрудники сами становятся потребителями продукта, который реализуют. Принципы внутреннего маркетинга позволяют управлять как персоналом, так и качеством оказываемых услуг. При его планировании обязательно учитываются стратегические цели компании.