5 моделей поведения при выступлении

stock-photo-48404758

5 моделей поведения при выступлении

Если вам предстоит публичное выступление, скорее всего, вы уже определились с его целями, текст доклада готов, тренировка перед зеркалом прошла успешно,  и перед вами встал вопрос, как себя вести с публикой?  Ведь то, что вынесет аудитория из выступления, и будет результатом вашей работы.

В зависимости от того, что вы хотите получить в итоге, смело выбирайте нужную модель поведения и способ влияния на публику.

Как выбрать метод воздействия на аудиторию?

Публичное выступление по сути – это монолог, направленный на донесение необходимой информации до слушателей. От того, как и кому этот монолог будет преподнесен, зависит конечный эффект. В ораторском искусстве предусмотрены различные методики выступлений, которые отличаются способами и манерой подачи информации, методами воздействия на аудиторию и другими факторами.

1. Информируйте, если нужно информировать.

Если ваша задача – донести до аудитории какую-либо информацию без активных  ответных действий с их стороны, делайте это, но не превращайте свое выступление в скучное полотно слов. Информирование не оказывает прямого воздействия на сознание, но оратор должен помочь слушателям воспринять и усвоить информацию.

Для этого используются следующие приемы:

  • вступление в диалог, обсуждение мнений;
  • подача собственного взгляда на ситуацию;
  • перенесение ситуативного сценария из одной области в другую, при выборе примеров.
  • подведение итогов.

После прослушанной лекции человек должен не столько запомнить, но и принять полученную информацию.

2. Внушайте верную точку зрения.

Цель такого метода воздействия – уговорить аудиторию принять описываемую точку зрения как истинную. Для этого требуется оказать влияние на эмоциональный фон слушателей.

Достичь ожидаемого результата, можно применив известные модели поведения:

  • порицание;
  • насмешка;
  • поощрение;
  • жалоба;
  • угроза;
  • ободрение.

Внушение или уговор – способ воздействия, который побуждает слушателя принять на веру не подкрепленную содержательной информацией точку зрения. Такое восприятие происходит без длительного обдумывания, анализа и критического осмысления.

3. Доказывайте свою правоту.

Это тип психологического влияния, построенный на выстраивании логической цепочки. При использовании этой схемы управлять вниманием можно, используя аргументы, способные подтвердить или опровергнуть истину конкретного тезиса. В этом случае используем выражения:

  • во-первых;
  • во-вторых;
  • таким образом;
  • следовательно.

публичные выступления

4. Принуждайте, если этого требует цель выступления.

Эта модель поведения оратора побуждает слушателей вести себя в соответствии с ожиданиями говорящего. Ее используют статусные и авторитетные персоны с явными лидерскими чертами.
Грубая демонстрация силы и угрозы – основные инструменты докладчика. Он может сочетать их с манипуляцией публикой. Здесь же используются такие методы воздействия, как:

  • приказы;
  • советы;
  • указания.

5. Используйте социальное или ритуальное воздействие.

Выступления проходят в форме приветствия, обращения, клятвы. Оратор находится заодно с публикой, его речь направлена на увеличение мотивации и укрепление командного духа в аудитории.

публичное выступление

Действуйте осознанно

Выбирая модель поведения, стоит учитывать характер целевой аудитории. Важно ориентироваться на формат и цели выступления, статус и интересы слушателей, их количество, первичную вовлеченность в тему.

Так, логические законы могут быть отрицательно восприняты людьми, которые привыкли руководствоваться эмоциями. А находящую в состоянии возбуждения или азарта публику, напротив, сложно заинтересовать логическими доводами и конструктивными аргументами.

Как целевая аудитория влияет на методику выступления

Задаваясь вопросом, как произвести впечатление, помните, что на этапе подготовки и проведения выступления нужно настроиться на волну своих слушателей. Понимая, что конкретно, ожидает от оратора целевая аудитория, ему будет легче подать нужную информацию.

Однородность аудитории

Как показывает практика, гораздо легче управлять вниманием однородной аудитории. Разным категориям слушателей, которые содержат разные возрастные группы, отличаются по интересам, образованию, статусу, способ подачи информации отличается. Чтобы «достучаться» до сознания конкретной публики, адресуйте отдельные фрагменты выступления каждой группе. Это поможет привлечь внимание большей части участников, затронуть их эмоции и воздействовать на логику.

Авторитетные личности

Заранее подготовьте обращение к авторитетным гостям, если их присутствие планируется на публичном выступлении. Поприветствовать их следует в начале выступления, а в ходе возможно обратиться к гостю с вопросом или упомянуть о его заслугах.

Учитывайте численность слушателей

Чем меньше группа слушателей, тем легче управлять вниманием и тем более сложный способ подачи информации можно использовать. Для многочисленной аудитории используйте простую, доступную подачу, подкрепленную наглядными примерами и собственными выводами.

И все же, какую модель поведения выбрать, чтобы произвести впечатление на аудиторию

Чтобы стать хорошим оратором нужно знать, как произвести впечатление на слушателя. Для этого освойте хотя бы базовые аспекты ораторского искусства, научитесь оперировать методами воздействия на аудиторию. Следует четко понимать, от чего зависит достижение целей, которые ставятся перед лекцией, обращением, тренингом или другим публичным выступлением.

Важно оценивать подготовленный материал в соответствии с типом и способом подачи , адекватно определять категорию слушателей, которой этот материал презентуется. Чувствуйте вашу аудиторию и корректируйте высказывания в зависимости от реакции присутствующих, и выступление принесет видимые результаты.