Корпоративная культура сотрудников организации – это определенная схема взаимоотношений, которые складываются между людьми, объединенными общей идеологией. В зависимости от базовых ценностей и стратегических целей компании вырабатываются принципы поведения, которых придерживаются сотрудники. Они объединяют работников, способствуют вовлечению в рабочий процесс, формированию у каждого из них личной заинтересованности в достижении поставленной цели.
Главный человек, от которого зависит, какой будет корпоративная культура, – руководитель. Именно он, благодаря своему высокому положению в иерархии, влиянию и широким полномочиям принимает самые важные решения и задает тон всего процесса.
Как руководитель формирует корпоративную культуру
Какой будет корпоративная культура в компании, определяет руководитель: от его видения и действий в этом направлении во многом зависит результат. Менеджмент высшего и среднего звена – это люди, на которых возложены не только функции организации и контроля, они являются главными наставниками и носителями основополагающих целей и принципов. То, насколько они последовательны в своих действиях, влияет на отношение к работе всего коллектива.
Формирование корпоративной культуры в организации пройдет максимально комфортно, если грамотно подходить к этому процессу.
-
Личный пример.
Руководитель не только декларирует основные цели, стратегии, пути развития компании и выдвигает требования соответствия определенному стандарту. Он должен сам активно участвовать во всех процессах, показывая сотрудникам личным примером, к чему нужно стремиться, какие методы необходимо использовать, придерживаться установленных им же принципов. Такое поведение формирует позитивный имидж, укрепляет авторитет руководства, стимулирует других сотрудников лучше работать, накапливать опыт и умения, ориентируясь на образец для подражания. Вряд ли сотрудники станут приходить на работу к 9:00, зная, что руководителя на работе застать раньше полудня не удастся. Вряд ли они отправятся на субботник или будут готовы работать сверхурочно, пока их лидер греется на солнышке у моря.
-
Развитие личности.
Идеология организации должна способствовать развитию профессиональных, личностных качеств каждого человека. Отсутствие диктатуры, жестких ограничений, поощрение проявления инициативы, нестандартных подходов позволяют каждому сотруднику развиваться. Он должен осознавать ответственность, но чувствовать доверие со стороны руководства в предоставлении возможности самому найти правильное решение.
-
Система мотивации.
Формирование корпоративной культуры невозможно без признания ценности каждого сотрудника в компании. Чувство эмоциональной привязанности, духовного родства с коллективом, осознание собственной значимости рождается, когда труд человека оценен по его достоинствам и стараниям. Для этого очень важно разработать действенную схему поощрений и наказаний с четкими критериями их распределения.
-
Стимуляция активности.
В организации, где правильно формировалась корпоративная культура, руководитель не может быть тираном, карающим за каждый промах. Сотрудник должен иметь право на ошибки, которые дают неоценимый опыт, заставляют искать новые пути достижения целей, дают знания, навыки, умения. Важно поощрять активность каждого человека, стимулировать желание работать, прилагать усилия для получения результата. Осознание, что если даже на 10 ошибок придется хотя бы одна гениальная идея, – признак развитого уровня руководства. В противном случае сотрудник предпочтет “отсидеться в углу”, даже если в его голове созревает прекрасный план повышения продаж или улучшения структуры бизнес-процессов.
-
Взаимодействие в коллективе.
Дух соперничества. Хорошо, когда каждый сотрудник стремится стать успешнее коллеги-конкурента, достичь лучших результатов, повышения в должности, материального вознаграждения. Пока такая модель взаимоотношений не вредит общему делу. Правильно сформированная идеология должна объединять всех вокруг общей цели, делать единомышленниками, составляющими одного механизма. На работе необходим благоприятный психологический климат, где человек не борется с окружающими за первенство, а продуктивно с ними взаимодействует.
Корпоративная культура сотрудников организации
Атмосфера внутри небольшого коллектива или крупной компании во многом – отражение сущности людей, которые ими руководят.
Провозглашенные месседжи, принципы, нормы поведения являются более важными ориентирами, чем утвержденные официально правила и инструкции. Личностные качества руководителя, стиль руководства, правильно организованный рабочий процесс – важные составляющие, которые позволяют создать комфортный психологический климат для сотрудников, когда они будут стремиться не только к материальному процветанию. Грамотное развитие корпоративной культуры организации способствует успешной реализации каждым работником индивидуальных способностей, аккумуляции стараний и усилий, направленных на достижение общего результата.