Агрессия: хорошо или плохо? Часть 1

Агрессия: хорошо или плохо?

Агрессия: хорошо или плохо? Часть 1

Мы привыкли считать агрессию плохим, деструктивным качеством. Но так ли это? Как на самом деле влияет выражение (или наоборот – запрет на выражение) агрессии на формирование личности?

Невыраженная агрессия неизбежно вызывает сильнейшее чувство вины. Мы стесняемся выражения своих естественных эмоций. Агрессия направляется на нас же и выедает нас изнутри.

Откуда появляется запрет выражения этой на самом деле полезной для выживания эмоции? Как преодолеть этот барьер?

Что такое агрессия?

Основанная причина неуверенности в себе – это внутренний запрет на ощущение и выражение агрессии.

Сначала давайте определим и расширим понятие агрессивности. Оно немного будет отличаться от того понятия агрессивности, которое употребляется «по умолчанию» в обществе и понимается в значении «плохо, деструктивно. Это действительно так, но это инфантильные или не зрелые формы выражения агрессии.

Агрессия – это любой акт, направленный на модификацию себя либо мира вокруг себя. И как вы думаете, каким инструментом для развития себя, защиты себя, своих интересов, территории, личности наделила человека природа (эволюция, Бог, творец)? Это эмоция гнева.

Гнев и страх

Когда возникает гнев? Когда есть источник дискомфорта и человек чувствует себя субъективно сильнее, чем источник дискомфорта. А если человек воспринимает себя слабее, то какая эмоция возникает? Страх. Эта вторая генетически данная человеку эмоция, которая направлена тоже на защиту своих интересов и своей личности.

Кстати, страх, как и гнев — это самые сильные по степени интенсивности переживания эмоции, которые может испытывать человек.

Давайте пофантазируем. Представьте, что вы переходите дорогу, пусть на зеленый свет светофора. Но вдруг видите, что слева на большой скорости к вам приближается автомобиль, сигналит, мигает фарами и вы понимаете, что он притормаживать не собирается.

Как вы себя будете чувствовать? Вероятно, сначала позволите себе позлиться на то что вас побыстрее хотят попросить уйти с дороги, хотя вы имеете полное право занимать переход, но чем ближе будет приближаться автомобиль, тем больше вы будете ощущать какую эмоцию? Страх. Страх за свою жизнь и этот страх начнет вас как-то подстегивать, и вы будете быстрее уходить с проезжей части.

А теперь представьте, что вы дорогу переезжаете на танке на зеленый свет светофора. И слева также к вам приближается автомобиль, сигналит, мигает фарами, в общем хочет вас поторопить.

Как вы себя будете чувствовать? Да как угодно, но страха не будет. Почему? Что отличает первую ситуацию и вторую?

Во второй ситуации есть понимание и ощущение вооруженности, способности и готовности при необходимости дать отпор.

Так что же дает возможность человеку быть уверенным и готовым при необходимости дать отпор? Это способность и возможность переживать гнев и внутренне разрешение себе быть агрессивным.

Агрессия под запретом

Иногда так случается, что человек по каким-то причинам вкладывает свой инструмент для защиты самого себя в ножны и запрещает себе им пользоваться. От величины этого запрета зависит ощущение себя сильным или слабым, когда человек сталкивается с проявлением агрессии в свой адрес. И этот запрет называется морализация.

Как и откуда появляется этот запрет? Часто бывает так, что родители по собственным причинам относятся к ребенку, как к своему продолжению — не хотят принимать ребенка во всех его проявлениях и не хотят видеть проявления гнева в свой адрес. И наоборот, хотят, чтобы их ребенок ими только восхищался. А когда ребенок совершенно нормально для себя проявляет гнев на родителей с возраста 3-4 лет, то родители разными санкциями наказывают ребенка за это.

В основном, это отвержение  — «Ты мне такой не нужен», а отвержение — это одна из самых страшных для ребенка ситуаций.

Это либо ответный гнев, побои, либо манипуляции на чувстве вины и стыда «Как тебе не стыдно, я же твоя мать», либо манипуляции на чувстве игнорирования: «Я с тобой не разговариваю», «Мой ребенок так себя не ведет», «Я буду любить другого Диму». И тогда ребенок накладывает внутренний запрет на ощущение и выражение гнева, т.к. понимает, что отстаивать свои интересы и быть собой страшнее (т.е. потерять отношения страшнее), чем терпеть страдания в отношениях.

Т.е. некий психологический меч, которым можно и нужно защищаться ребенок вкладывает в ножны, мама заливает горловину чехла ножен сургучом, ставит печать «Не вскрывать, не пользоваться, неприлично, некультурно, как тебе не стыдно, я же твоя мать» и тогда человек выходит в мир полностью обезоруженным.

Последствия отрицания агрессии

А что будет происходить дальше? Какие эмоции будет испытывать человек? Представьте, что вы идете по улице без оружия, а на встречу вам выходит человек, достает два пистолета-пулемета, направляет на вас и говорит: «Ну что, поговорим?».

Как вы будете себя чувствовать? Какую эмоцию испытывать? Страх, тревогу. А будете ли пытаться сделать так, чтобы этот человек перестал в вас стрелять? Да. Т.е. вы будете формировать список ожиданий от себя и когда этот список не будет выполняться, то какая эмоция будет возникать? Чувство вины. Либо чувство обиды.

Т.е. это гнев, но направленный на себя. А что будет с чувством уверенности в себе? Его не будет, а вместо этого будет чувство тревоги, мнительность, застенчивость и желание понравиться другому человеку. Вы будете жить с ощущением что другой может на меня злиться (в меня стрелять), а мне в ответ нельзя.

А что будет при таком эмоциональном состоянии с реализацией своих желаний? Мы понимаем, что будут ситуации, где нас будут оценивать, психологически давить, а эти ситуации для нас какие? Приятные или не очень? Это очень страшные для нас ситуации. Это ситуации, которые вызывают большое стрессовое напряжение. И когда я захочу что-то, сделать, то в тоже самое время мне это сделать будет как? Страшно.

И тогда чем больше страшно, тем более вероятно что я скажу себе что? «Мне это делать не интересно», «это не мое». А что будет с интересами по жизни и эмоциональным состоянием вообще? Как я буду чувствовать себя, если я подавил одну из самых сильных по степени выраженности о ощущаемости эмоций — страх.

Что будет с более слабыми эмоциями: интересом, радостью, ощущением смысла? Смогу ли я почувствовать более слабую эмоцию, если я запретил себя чувствовать более сильную? Нет. И тогда я буду ощущать, что «мне скучно», «мне не интересно», «мне лень», я не знаю что я хочу и вообще я ничего не хочу. Такое состояние можно назвать эмоциональным омертвлением, «что воля, что неволя — все равно».

Продолжение статьи