Сколько раз случалось так, что вы соглашались выполнить чью-то просьбу, а потом корили себя за это, ведь своих дел невпроворот, да и рабочий день не бесконечный. А нужно было просто сразу сказать «нет». Похоже на ваше проблему? Тогда читайте дальше, узнавайте много нового и учитесь отказывать. Ведь это нормально.
Задумывались ли вы, почему так происходит раз за разом: вы составляете себе план на день или на неделю, распределяете время таким образом, чтобы все успеть, начинаете следовать своему плану… и тут к вам подходит ваш коллега и просит составить документ, написать отчет, сделать малюсенькую презентацию, помочь придумать слоган, и Бог знает, что еще. Вы, конечно же, соглашаетесь, и весь ваш план летит в тартарары — времени на свои задачи катастрофически не хватает, в сроки вы не укладываетесь, мысли спутались, запал пропал.
Так происходит по той простой причине, что сказать «да» психологически намного проще. Но стоит ли ради этого жертвовать собственным комфортом и душевным спокойствием и испытывать стресс? Научиться уверенно говорить «нет» — это, пожалуй, лучшая услуга, которую вы можете оказать сами себе.
Подумайте сами: в сутках всего 24 часа, рабочий день длится всего 8, всего на свете не успеть, а хорошим для всех не будешь. Так зачем же тогда мы раз за разом берем на себя груз ответственности за чужие задачи, как прервать этот бесконечный бег по кругу, почему мы постоянно говорим «да», и как научиться говорить «нет». Давайте разбираться.
Почему важно уметь говорить «нет» и отказывать коллегам
Говорить «нет» — это не эгоизм
Каждый раз, когда вы произносите «да», вы берете на себя обязательства и на вас виснет тяжким бременем груз ответственности. Прежде чем сказать «да», задумайтесь, действительно ли вы хотите уделять чужим задачам должное внимание и делать работу за ваших коллег.
Когда вы говорите «нет», то вовсе не означает, что вы проявляете неуважение к вашим коллегам. Это означает лишь то, что вы проявляете уважение по отношению к себе и своим уже существующим обязательствам. Будьте честны с окружающими и с самим собой.
Просящий в таком случае может и обидится, зато вы поднимите свою самооценку и закрепите обязательства, связанные с вашими целями.
Говоря «да», вы не приобретаете друзей
Большинство из нас говорит «да» своим коллегам в ответ на просьбу сделать за них работу, потому что стремится наладить с ними взаимоотношения и почувствовать себя важным и нужным.
Проблема в том, что это весьма ложное убеждение. Каждый из нас в какой-то мере эгоист и ваш коллега, получив от вас результат, прежде всего подумает о том, какой он молодец, что так удачно избавился от задачи, а не о том, что вы хороший товарищ и что теперь стоит относиться к вам гораздо лучше, чем прежде.
Ко всему прочему, если вам не удастся сделать эту работу или же вы сделаете ее спустя рукава, то просящий обязательно отметит это и отношение к вам только ухудшится.
Большое количество обязательств вредит здоровью
В настоящее время работа, для большинства из нас, особенно для тех, кто занимает руководящие должности, является немалым стрессом. Дополнительно взятые на себя обязательства приводят к дополнительному стрессу, что, в итоге, сказывается на вашем физическом здоровье и самочувствии. Так стоит ли закладывать свое здоровье ради чужого успеха?
Как говорить «нет» и при этом прекрасно себя чувствовать
Ваше «нет» должно быть кратким
Не нужно распинаться перед коллегой и в подробностях и красках описывать ему причину, по которой вам приходится ему отказать. Это все будет выглядеть как отговорки и оправдания. «Нет, не могу» — это все, что нужно услышать вашему коллеге.
Не испытывайте чувство вины за отказ
Чувство вины — это всего лишь вопрос выбора. Никто не может заставить вас чувствовать себя виноватым. Да и за что? За то, что вы будете следовать своему плану и идти к намеченной вами цели? Или за то, что вы успеете сделать все в срок и получите похвалу от начальства? Предпочтите чувству вины чувство радости за все вышеперечисленное.
Будьте честны
Не нужно придумывать несуществующих причин для отказа. Вы имеете полное право распоряжаться своим временем так, как вам хочется. Ведь оно ваше! Лучше позвольте себе отдохнуть, если выдастся свободный часок-другой.
Будьте уверенны в своем ответе
Ваше «нет» должно звучать четко, кратко и убедительно. Это не должно быть «ну, я подумаю» или «не знаю, может быть». Только твердое «нет». Вас, конечно, могут просить очень настойчиво, и тут важно сохранять непреклонность. Ведь если коллеге удастся сломить вас единожды, то он будет знать вашу слабину и возвращаться к вам с просьбами снова и снова.
Не извиняйтесь
Вовсе не обязательно говорить коллеге, желающему спихнуть на вас часть своей работы, что вы сожалеете о том, что вам приходится ему отказывать. Вы не должны извиняться за то, что не берете на себя груз, который не способны поднять.
Ну, и напоследок, хочется напомнить, что вы сами, ваши цели и ценности очень важны. Проявляйте к ним должное уважение, говорите «нет» всему, что им противоречит, ведь никто кроме вас не их не добьется. Хотя, можно попробовать переложить это на плечи вон того коллеги… ;)