Как вырастить лидера и не облажаться

Как вырастить лидера и не облажаться

Как вырастить лидера и не облажаться

Какой родитель не хочет для своего ребенка светлого успешного будущего? Каждая мама и каждый папа наверняка не против того, чтобы их ребенок вырос настоящим лидером и как можно скорее и увереннее занял руководящую должность. Но как вырастить лидера и при этом не переусердствовать? Об этом в нашей статье.

Лидерство — это, пожалуй, самый важный навык, которым должен обладать каждый руководитель. Однако лидеры бывают разными и на первый взгляд могут кардинально отличаться друг от друга. Существует ряд руководителей, в лидерских качествах которых никто не посмеет усомниться, однако, мало кто скажет, что это хороший руководитель. Все дело в типе личности руководителя.

Как известно, все мы родом из детства. Наши проблемы, комплексы, сильные и слабые черты характера, образ мышления и поведения — все это тоже родом из детства. Тогда же происходит формирование типа личности, который в последствии влияет на всю нашу жизнь. Лидерские качества, так или иначе, также формируются в детстве под влиянием родителей. Зачастую родители не отдают себе отчета в том, что могут либо переусердствовать и вырастить тирана, либо не имея целью формирование в ребенке лидерских качеств, создать ему сложности в будущем своими методами и принципами воспитания.

Стиль поведения лидера определяет его отношения с окружающим миром. Выделяют четыре позиции отношений: стремление к людям, либо от людей, склонность к обособленности и привлечения других (нарциссизм). Каждая из этих позиций содержит в себе несколько типов личности, которых в совокупности 11, однако, мы рассмотрим только те 4, в которых лидерство проявляется в большей мере.

Нарциссический

По своей природе нарциссизм неразрывно связан с лидерством. По шкале нарциссизма лидер как раз и находится где-то между здоровым самоуважением и патологическим эгоизмом. В первом случае в основе величия стоят реальные успехи лидера — то есть конструктивный нарциссизм, когда лидер способен к сотрудничеству, и принятию ответственности. Существует так же деструктивный нарциссизм — результат холодного, или наоборот, излишне восторженного отношения родителей. Вырастая, человек продолжает страдать от неадекватности и злости, пустоты и депривации, что приводит к «особым правилам» для себя и ощущению исключительности.

Контролирующий

Люди со склонностью к контролю хотят, чтобы мир был упорядоченным, дисциплинированным, и предсказуемым. Потребность контролировать все, что затрагивает их жизнь — это способ справиться с негативными чувствами к тем, кто контролировал их в прошлом. Детство контролирующего типа проходило в строгих рамках, одобренных родителями. Став взрослыми, они продолжают жить в постоянном страхе совершить ошибку и быть обвиненным в несовершенстве. Их лидерский стиль — чрезмерный авторитаризм.

Параноидальный

Параноики убеждены, что люди руководствуются скрытыми мотивами: говорят одно, а имеют в виду совсем другое. Истоки этой позиции в раннем опыте подконтрольности и недоверия, который развил чувство постоянной бдительности, и борьбы за личное пространство. В компании такие лидеры никогда не прощают обид, склонны к мелочным придиркам, напряжены и неспособны расслабиться. Типичный пример — собственник бизнеса, даже осознавая необходимость профессионального управления не нанимает генерального директора от страха, что у него могут «увести бизнес».

Асоциальный

Лидеры такого типа склонны не выполнять общественные нормы, правила и обязательства. Крайнее неуважительны к правам и безопасности других людей, обладают при этом взрывным темпераментом и склонностью к насилию. Истоки такой позиции — чувство отверженности и лишения внутри семьи, раздражительность и отстраненность родителей. В компании лидеры такого типа эгоистичны, грубы, агрессивны вплоть до насилия.

Не самые лучшие описания, согласитесь. Может ли лидер измениться? И что делать, когда «анализ конкурентов превращается в паранойю, а желание использовать мудрость окружающих переходит в зависимость»?

Во-первых, лидеру необходимо принять себя и быть готовым к изменениям. Во-вторых — уметь ставить интересы организации выше своих личных, мотивировать людей так, чтобы они хотели выкладываться, осознавать реальность «реальной», а не такой, какой хочется, и быть достаточно уверенными в своих способностях, чтобы не бояться стимулировать и развивать следующее поколение лидеров.