Успех любой организации большей частью зависит от людей, которые стоят во главе компании и отделов, то есть от руководителей, и от их навыков.
Под компетентностью все привыкли понимать в первую очередь профессиональные знания, опыт и навыки, с помощью которых руководитель грамотно руководит командой и ведет свою компанию к успеху. Однако грамотному руководителю важно уметь не только концентрироваться на эффективности в достижении целей, но и обладать навыком вхождения в контакт со своими подчиненными и уметь управлять эмоциональным состоянием коллектива.
Быть профессионалом — недостаточно
Как показывает практика, руководитель, обладающий только лишь профессиональными навыками и знаниями в отрасли — слабый руководитель. Такой руководитель — потенциальная угроза для любой организации. Об увеличении уровня эффективности предприятия не может быть и речи.
Подобному руководителю сложно даже сохранить тот уровень, который был достигнут до его назначения в должность. Под началом такого руководителя падает уровень продуктивности всех сотрудников, теряется мотивация, снижается лояльность к компании.
Это происходит по ряду различных причин, но, прежде всего, потому, что руководитель просто не знает как вести себя со своими подчиненными. Иногда новоиспеченный руководитель начинает применять резко авторитарные методы, чем сильно демотивирует подчиненных. Бывает, что новый руководитель наоборот боится испортить отношения с подчиненными и нарушить устоявшуюся атмосферу, а потому осторожничает и начинает идти у них на поводу. Встречаются и такие руководители, которые настолько боятся потерять переданные ему кадры, что попадают под «управление» нижестоящих сотрудников. Каждая из этих моделей поведения — прямой путь к провалу.
Слабые руководители боятся принимать решения и брать на себя ответственность, а потому они избегают или же оттягивают любые изменения, даже если те крайне необходимы. И, наконец, слабые руководители боятся показаться слабыми — они отказываются от любой помощи, не хотят учиться у своих более компетентных, однако, нижестоящих коллег, и, наоборот, пытаются при каждом удобном случае подорвать их авторитет и показать, что они не правы.
Такое поведение руководителя рано или поздно приведет к нездоровой, напряженной атмосфере внутри компании, полной потере мотивации к продуктивной работе, большой текучести кадров и, соответственно, к финансовым потерям, а также краху всей компании. Руководителю важно помнить о том, что психологический комфорт в компании является серьезной мотивацией и стимулом для сотрудников работать с большей отдачей.
В чем сила эффективного руководителя?
Каким же должен быть руководитель, чтобы его можно было назвать сильным и грамотным и доверить ему управление командой?
Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что грамотный руководитель должен обладать не только сугубо профессиональными знаниями, такими как обширные познания отрасли, финансовая грамотность, навыки анализа, планирования и прогнозирования ситуаций, но и быть в какой-то мере психологом для того, чтобы уметь управлять собой и, конечно же, профессионально управлять командой.
Для того, чтобы быть эффективным, руководителю необходимо иметь свой собственный стиль управления, четко понимать, как именно, кому и когда поставить задачу, как контролировать процесс выполнения задач без насильственного вмешательства, какие задачи делегировать подчиненным, как мотивировать своих сотрудников на продуктивную работу, каким образом сформировать лояльность сотрудников к компании и, тем самым, увеличить эффективность их труда и многое-многое другое.
Возникает резонный вопрос – где же взять такого руководителя или как им стать?
Есть решение!
Уже много лет у крупных и не очень крупных компаний пользуются популярностью различные корпоративные тренинги и тренинги для руководителей. Подобные мероприятия помогают повысить общий профессиональный уровень сотрудников, сплотить команду, вернуть утраченную мотивацию или же, в случае с первыми лицами организаций, — подготовить, обучить или усилить компетенции руководителей. В ходе подобных тренингов раскрывается масса психологических аспектов работы с подчиненными, учитывая которые можно легко найти общий язык с любой командой и стать их безусловным лидером.