Почему взаимопонимание между людьми – чаще всего миф?

взаимопонимание между людьми

Почему взаимопонимание между людьми – чаще всего миф?

Взаимопонимание людей – вещь тонкая и не всегда адекватно оцениваемая людьми.

Даже в семьях, в которых супруги живут вместе 40-50 лет, проблема взаимопонимания встречается достаточно часто. Типичный пример – подарки супругов на праздники. Прожив под одной крышей многие годы, супруги так и не научились друг друга понимать, и жена, мечтающая получить в день рождения колечко или французские духи, вынуждена покупать их самостоятельно, так как муж каждый год дарит ей бытовую технику.

Проблема взаимопонимания людей

взаимопонимание между людьми

Львиную долю самой обыденной информации мы привыкли воспринимать на уровне интуиции. Мы слышим знакомую фразу, а в голове уже формируем ассоциацию, зачастую не имеющую ничего общего со смыслом, вложенным в нее изначально. Такой автоматизм искажает посыл и делает понимание друг друга невозможным. Понять собеседника можно только “включив мозг” и затратив время и энергию, к чему вечно спешащий современный человек, увы, не склонен. Отсюда возникает уверенность обывателей, что женщина и мужчина – существа с разных планет и не способны к взаимопониманию. Это было бы логично, но проблемное взаимопонимание между людьми возникает и в общении только мужчин и только женщин между собой.

Человеческий мозг, получив информацию, на автомате переводит ее в доступную, и мы не подвергаем полученный результат сомнению, хотя это бестолково и глупо.

Если муж приходит с работы уставший и злой, потому что у него весь день не везет и все валится из рук. Он произносит емкую фразу, которой хочет пожаловаться на неудачный день: “Ужасный день, вокруг одни идиоты”. Предположив, что взаимопонимание между людьми существует, жена просто обязана понять, на что муж жалуется хотя бы в общих чертах. Но на практике все складывается иначе. Посыл мужа воспринимается как камень в свой огород, и она расценивает его как запоздавшую реакцию на ее поведение. К примеру, на то, что она задержалась, так как пошла на шоппинг с подружкой, а любимому пришлось разогревать ужин самостоятельно. В результате фраза расшифрована неверно и тянет за собой вереницу событий, основанных на ложном понимании, между людьми возрастает степень непонимания.

Как возникает взаимопонимание между людьми

Чтобы принять взаимопонимание как нечто неизведанное, достаточно выделить время и проделать аналитическую работу. А для расширения кругозора и понимания, как бороться с проблемой, придется взять во внимание несколько нюансов:

  • изучить цель общения;
  • ситуацию, в которой люди беседуют;
  • форму общения (деловая, дружеская);
  • особенности личности каждого участника беседы;
  • настроение, состояние здоровья или другие индивидуальные особенности.

Взаимопонимание между людьми можно улучшить, если применить все вышеперечисленные особенности к человеку, беседа с которым вызывает самые яркие положительные или отрицательные эмоции.

Пример отсутствия взаимопонимания:

Если в вашем окружении есть человек, с которым вам тяжело найти общий язык, попытайтесь вспомнить в деталях ваш последний разговор. Можно записать основные тезисы, тему, на которую вы общались, свои эмоции по отношению к сказанному, а в итоге понять, что вас так раздражает. Может быть, это невнятная или тихая речь, медлительность, чрезмерная щепетильность или желание постоянно спорить и перебивать.

Рассмотрите ситуацию наоборот:

Вспомните, что вы говорили, реакцию собеседника на эти слова, попробуйте уяснить для себя, почему вы натолкнулись именно на такую реакцию. Только поняв это можно задать ключевой вопрос: почему вы считаете, что ваша интерпретация его слов – единственная? Возможно, собеседник имел в виду вовсе не то, что придумали себе вы и на что даже успели обидеться.

взаимопонимание между людьми

Важно понимать, как возникает взаимопонимание между людьми. Это пригодится и в семье, и на работе и в общественной жизни. Это может быть полезно для руководителя, которому по долгу службы приходится вести беседы с клиентами, партнерами и сотрудниками, а к каждому нужно искать индивидуальный подход. Стандартную расшифровку полученной информации в данном случае применять нельзя.

Пример отсутствия взаимопонимания на работе:

Если вы рассказываете сотруднику что-либо, ждете ответа, но он думает слишком долго, это не значит, что он заторможенный или недостаточно компетентный в вопросе (но ваш мозг, скорее всего, выдает именно такую трактовку его поведения). На деле же, ему надо просто немного больше времени, чтобы оценить полученную информацию, но вы уже поставили на нем клеймо неспособного справиться с задачей человека и вряд ли примите его предложение, даже если оно будет гениальным.

Взаимопонимание – это мифическая составляющая в общении людей. Однако его можно наладить, потрудившись всего лишь разобраться в проблеме и постаравшись принять те черты характера или речи, которые мешают общению. Отсутствует не взаимопонимание, а личное желание принять особенности другого человека, поэтому в ваших силах его вернуть.