О том, уместно ли использовать юмор в презентации высказываются неоднозначные мнения.
Некоторые готовятся к презентации как к войне, а на самом выступлении ведут себя чересчур серьёзно, даже напыщенно. Они боятся, что если позволят себе хотя бы одну-единственную улыбку, то их тут же запишут в разряд весёлых клоунов, на которых нельзя положиться или доверить дело. Другие, напротив, пересыпают своё выступление анекдотами и забавными историями, стараясь таким образом вызвать к себе максимальное доверие со стороны слушателей.
Конечно, ни один из этих несколько утрированных примеров нельзя назвать хорошим. Потому что каждый из них является крайностью. Нет сомнений, что подготовка к презентации требует серьёзного и ответственного подхода, но также очевидно и то, что каждый презентатор чуть ли из шкуры вон не лезет, чтобы сделать своё выступление максимально содержательным.
Можно ли надеяться, что ваша презентация – первая в жизни вашего клиента? Конечно же нет! Вероятно, он видел десятки выступлений и ваше ничем не будет отличаться от прочих. Не сомневайтесь, что ваш зритель знает, как выстраивается и оформляется визуальный ряд. Ему известны также и секреты сжатой подачи материала. Так как же вы его заинтересуете?
В контексте презентации очень важную роль играют индивидуальные умения выступающего, в частности – чувство юмора
Ещё в древности вставал вопрос о месте юмора в речи оратора. Цицерон, например, отмечал мощь юмора в парировании доводов собеседника. А Квинтилиан писал о юморе как об инструменте, способном удерживать внимание аудитории. Правда, стоит сразу отметить, что вся сила и прелесть юмора перечёркиваются, когда его использование становится самоцелью.
Принципы проявления чувства юмора в презентации
- Уместность. Если вы говорите об уровне безработицы, которая в этом году превысила на 10% показатели предыдущего года, лучше воздержаться от колкостей и шуточек. Над кем вы будете смеяться? Над правительством? Или людьми, которые не желают браться за ту работу, что им предлагают, а всё ждут какого-то фантастически выгодного и интересного предложения? В том и другом случае юмор будет неуместен. И улыбки ваших слушателей будут так же естественны, как улыбки кукол Барби.
- Спонтанность. Рассказанные анекдоты почти никогда не производят того эффекта, что неожиданная остроумная реплика. Отчасти потому, что фраза “слушайте анекдот” сразу же подготавливает аудиторию к тому, что её будут веселить. Пропадает элемент неожиданности, ошеломления. К тому же, когда вы предупреждаете, что рассказываете забавную историю, то самостоятельно загоняете себя в такую позицию, когда окружающие начинают оценивать вас. Юмор в презентации (да и не только) должен быть спонтанным. Никаких заготовленных шуточек. Вам никогда не удастся связать их с основной речью достаточно органично и естественно, чтобы не ощущалась некая натянутость.
- Естественность является продолжением принципа спонтанности. Согласитесь, трудно добиться естественности, когда вы ожидаете от аудитории отклика на вашу шутку в виде одобрительных улыбок и смешков. Когда же юмор проскальзывает в вашу речь как бы без вашего участия, то есть без особых усилий – это очень возвышает вас в глазах слушателей, вызывает к вам доверие.
- Правдивость. Стивен Кинг, король литературных ужасов и непревзойдённый мастер слова и пера говорит следующее: “Если вы хотите, чтобы вас читали или слушали – говорите правду”. Это несколько противоречивый совет от человека, который зарабатывает тем, что продаёт фантастические истории. Но это палка, как говорится, о двух концах. Поскольку его герои в тех или иных ситуациях действуют и ведут себя так, как вели бы себя и мы с вами, а не так, как актёры в нескончаемых сериалах. Правдивость – это устное выражение открытости и естественности. Не используйте юмор, чтобы отвлечь внимание слушателей от какой-то важной проблемы. Иначе ваши шутки потеряют естественность, спонтанность, а зачастую и уместность – то есть все перечисленные принципы проявления чувства юмора в презентации.
Как пробудить в себе шутника?
Вот мы и подошли к самому важному вопросу. Мы уже знаем, что юмор в презентации должен быть дозированным, но не подготовленным заранее, но пока ещё не знаем, как же его из себя “выдавливать”.
Невозможно сознательно сделаться остроумным и находчивым. Нельзя подготовиться к тому, чтобы оригинально ответить на реплику собеседника. Но есть некие факторы, которые определяют успешность проявления юмора, такие как эрудиция оратора, развитая оперативная память, находчивость и речевое мастерство.
Важно развивать в себе эти качества, читать книги и смотреть выступления юмористов. Анализировать их слова и жесты, а также ситуации, в которых они применяют те или иные шутки. Не сразу, но со временем вы начнёте использовать юмор в презентации, да и в повседневной жизни, безо всяких усилий. Ваши шутки будут восприниматься естественно, будут спонтанны, уместны и правдивы, то есть отвечать основным принципам проявления юмора в презентации.