5 принципов планирования в компании

5 принципов планирования в компании

5 принципов планирования в компании

Основные принципы планирования упускаются из виду еще в школьные годы. Именно в то время, когда детей проще всего увлечь и мотивировать.

Вспомните, в классе обычно не более двух-четырех человек из сорока являются отличниками. В университете это соотношение остаётся практически таким же: два человека из двадцати. На производстве “отличниками” труда являются не более 20% работников. Только представьте, какой потенциал приобрела бы та или иная компания, если бы все её сотрудники работали с максимальной отдачей.

Но как этого добиться? Ведь успех компании зависит не от одних только работников. Давайте обратимся к терминологии.

Под планированием подразумевается разработка гибкого (то есть изменяемого в зависимости от обстоятельств) плана, в который входит конкретизация, обоснование, предвидение и описание деятельности компании в ближайшее и будущее время, то есть в перспективе. Планированием в организации охватывается не только работа людей, но и движение материальных и финансовых ресурсов, которые направлены на достижение конечной цели.

Если вы отнесетесь к вопросу планирования “спустив рукава”, то ближайшие годы будете наблюдать успехи конкурентов вместо того, чтобы оставить их далеко позади. Только подумайте, что было бы с компанией Microsoft без четкого и определенного плана действий.

Как вы определите максимально выгодные точки вхождения на рынок без плана? Как добьетесь того, чтобы разрозненные подразделения и даже отдельные сотрудники работали во благо общей цели? В автомобиле сотни деталей задействованы для того, чтобы обеспечить движение – точно так и ваша фирма должна быть единым целым: все работают по отдельности, но взаимодействуя с другими.

Воспользуйтесь пятью основными принципами планирования, 4 из которых определил знаменитый Анри Файоль, французский практик и теоретик менеджмента. Применяя эти приёмы, многие компании преуспели и умножили свой капитал, а владельца некоторых из них даже попали на страницы “Форбс”.

1. Принцип единства

Настаивает на системном характере планирования в компании. Под системой подразумевается наличие многих связанных друг с другом элементов, которые сосредоточены в одном направлении развития и ориентированы на одни цели.

К элементам планирования относятся отдельные подразделения, которые входят в состав организации, а также отдельные составляющие процесса планирования.

Вы следуете принципу единства? Вы точно знаете, в каком направлении движется ваша организация и какие конечные цели преследует? Если так, то успех почти у вас в кармане. Почти, потому что есть и другие факторы, которые нужно учитывать. Итак, следующий из них, это…

2. Принцип участия

Также имеющий название партисипативное планирование. Он практически не может быть внедрён без принципа единства, поскольку они связаны между собой. Состоит он в том, что каждый член компании является участником плановой работы вне зависимости от выполняемых им функций и занимаемой должности. Планирование должно привлекать и задействовать всех, кого оно затрагивает.

Конечно, вы стремитесь к тому, чтобы все ваши сотрудники работали, так сказать, в полную силу. Но на практике такое случается редко, потому что многие владельцы компаний не хотят мотивировать своих сотрудников к работе. Естественно, что работники не видят смысла “вкалывать” больше других, если в конце месяца все получат одинаковую зарплату. Постарайтесь найти рычаги мотивации, ну например хотя бы сделайте стенд, как в советские времена, на котором будете вывешивать фотографии лучших сотрудников (и немножко поощрять их в финансовом плане).

3. Принцип непрерывности

Заключается, во-первых, в том, что процесс планирования в компании должен иметь цикличный характер и осуществляться постоянно, а во-вторых, все разработанные планы должны следовать друг за другом непрерывно (второй приходит на смену первому, а третий сменяет второй и т. д.)

Большинство компаний соблюдают второе условие принципа непрерывности – смену одного плана другим. Но некоторые поступают по-другому. Они разрабатывают план на определённый период, утверждают его и откладывают до следующего года (квартала, месяца). То есть прерывают процесс планирования. Это не совсем правильно, но допустимо.

4. Принцип гибкости

Является как бы продолжением принципа непрерывности. Он подразумевает, что планы должны иметь способность изменяться в зависимости от рыночной обстановки или непредвиденных обстоятельств. Составляете ли вы планы так, чтобы можно было вносить в них необходимые правки, адаптируемые под внешние и внутренние условия?

5. Принцип точности

Требует, чтобы любой план был составлен максимально точно, но чтобы эта точность была совместима в то же время с долей неизвестности. Проще говоря, нужно опираться на реальную, а не желаемую обстановку фирмы, и строить планы исходя из этой обстановки. Они должны быть детальными и конкретными, но лишь до той степени, которую позволяют внешние и внутренние факторы.

Если вы будете следовать этим основным принципам планирования, то сможете улучшить деятельность своей фирмы или компании и будете всегда готовы ко всякого рода неожиданностям, случающимся как внутри организации, так и в масштабах целого мира. Ведь планирование нужно не только для того, чтобы знать, куда двигаться, но и иметь чёткое представление, на каком этапе развития находится ваша компания, и вовремя внести корректировки в план, опираясь на принцип гибкости.