Появилось желание сделать хобби собственным бизнесом? Или у вас уже есть свое дело, доход от которого хотелось бы повысить? Вам пригодятся инструменты финансового планирования. Умение их применять поможет работать эффективнее и зарабатывать больше, качественно увеличив собственную производительность. Ведь сущность финансового планирования кроется как раз в умении рационально использовать временные ресурсы для осуществления нужных задач. Условно его этапы могут выглядеть следующим образом.
7 этапов финансового планирования
-
Этап первый. Операционный цикл
С помощью операционного цикла, изобразив его в виде простой схемы, можно наглядно увидеть сколько времени тратится вами на каждый из этапов работы. При его построении необходимо начертить прямую линию для каждого процесса, обозначив начало и конец. К примеру, начало – это закупка товара, а конец – получение прибыли от клиента. Изобразив в виде таких отрезков все процессы, осуществляемые на производстве, и разместив их в хронологии, можно увидеть что именно в вашей работе следует делать параллельно либо более оперативно.
-
Этап второй. Подсчет средств оборота
В основы финансового планирования можно также включить процедуру подсчета оборотных средств. Это те средства, которые необходимо вложить на производство и продажу вашего товара, вследствие чего они должны вернуться обратно и принести некую прибыль. Как правильно посчитать сумму оборотных денег?
Рассмотрим пример: вы решили создавать дизайнерские столы и продавать их в магазинах. Для производства первой партии нужен месяц и 100 000 р. Продать же вы ее хотите за 300 000 р. На первый взгляд, можно решить, что оборотные средства здесь – изначальные сто тысяч. Оказывается, нет. Ведь пока они вернутся к вам, пройдет еще время, за которое производство не должно простаивать. А значит, вам нужны еще и средства на дальнейшее изготовление собственной продукции, пока вы получите выручку с первой партии.
-
Третий этап. Планирование продаж на год
Сначала решите, сколько вы хотели бы заработать в течение предстоящего года и какой объем товара/услуг необходимо реализовать. Здесь поможет как собственный опыт, так и советы опытных товарищей по делу. Также можно ориентироваться на собственных конкурентов. Обязательно обратитесь к составленному ранее операционному циклу.
-
Четвертый этап. Ежемесячные расходы
Для начала не будет лишним спланировать постоянные траты, такие как: расходы на аренду помещений, коммунальные платежи, зарплаты рабочих и так далее. Потом стоит проанализировать переменные расходы: материалы, реклама и тому подобные вещи. После вышеперечисленного нужно решить, ожидают ли вас крупные затраты в предстоящем году. К ним можно отнести приобретение оборудования, произведение дополнительного ремонта. Крупные расходы необходимо равномерно распределить по разным месяцам. После выполнения всех рекомендаций, стоит опять же свериться с составленным прежде операционным циклом.
-
Этап номер пять. Сезонность
Сущность финансового планирования кроется также в умении быстро ориентироваться на непостоянные факторы. Один из таких факторов – это сезонность, то есть периодическое изменение величины спроса в зависимости от сезона года, выходных дней, праздников и так далее. Сезонность не чужда каждому виду бизнеса. К примеру, зимой возрастает уровень продажи лекарств в силу того, что большое количество людей начинает болеть. А рестораны и кафе получают большую выручку преимущественно в выходные дни. Таких примеров может быть масса. Необходимо учитывать все возможные факторы и быть к ним готовым.
-
Шестой этап. Три сценария бизнеса
Инструменты финансового планирования также включают в себя разработку трех сценариев собственного бизнеса: пессимистичного, реалистичного и оптимистичного. В первом случае необходимо проанализировать, что вы сможете предпринять в случае резкого падения спроса на товар, либо услугу, чтобы вернутся к удовлетворительным показателям. Во втором – как именно можно улучшить результаты собственного дела при его стабильности. В третьем – будете ли вы готовы в случае сумасшедшего спроса на предлагаемую вами продукцию и сможете ли удовлетворить всех потенциальных клиентов. То есть, необходимо иметь четкий план действий как в случае минимального спроса на товар/услугу, так и в случае максимального.
Как вариант, заведите 4 таблицы Excel: пессимистичный, оптимистичный и реалистичный прогнозы и фактическое состояние дел. Это позволит проще анализировать результаты.
-
Седьмой этап. Спокойный анализ
Предыдущие этапы финансового планирования выполнены, машина запущена. Остался последний этап – седьмой. После того, как ваш бизнес успешно проработал около месяца, можно ответить для себя на следующие вопросы:
– какой из трех запланированных сценариев сработал на деле?
– почему сработал именно данный сценарий?В случае как роста, так и падения уровня заработка стоит проанализировать, что послужило причиной для изменений и что можно сделать еще для улучшения результатов. Также важно суметь адекватно оценить и предугадать – как все будет развиваться дальше? Будут ли результаты последующего месяца работы такими же, какими они были в этом месяце? Что может оказать на это влияние?
Финансовое планирование – невероятно важный аспект в случае, если вы хотите идти дальше в своем бизнесе, набирая темп и развиваясь. И расширять нужно именно свою прибыль, а не убытки.
Вопросы, важные для вашего бизнеса
Для повышения результативности и прибыли стоит разбить бизнес на соответствующие сегменты. Это дает возможность осознать какие именно продукты и аудитория дают наибольший доход.
- как можно обобщить тип людей, который составляет большую часть вашей аудитории?
- откуда клиенты узнают о вас и вашем товаре/услуге?
- сколько денег уходит на привлечение определенного сегмента аудитории и сколько денег ваш бизнес получает с этого в итоге?
Ответы на поставленные вопросы дадут понимание, что и как нужно делать для более эффективных результатов и, соответственно, большего заработка. Анализируйте, пробуйте, рискуйте, используйте принципы финансового планирования для достижения результатов, развивайтесь и стремитесь к большему.