Самопрезентация сегодня — неотъемлемая часть ежедневной деятельности каждого современного человека. Мы презентуем себя перед знакомыми, перед коллегами, перед партнерами. Природной самопрезентацией с рождения обладают все, но эффективно взаимодействовать с людьми, завоевывать лояльность, влиять на аудиторию, поможет только грамотно спланированная презентация.
Успешно построенная самопрезентация позволит управлять вниманием, которое говорящий производит на аудиторию с целью повлиять на нее, преподнести себя в выгодном свете, выгодно продать себя, товар, идею или продукт.
В основе самого термина “самопрезентация” лежит необходимость создания определенного (положительного) образа, который имеет под собой основу в виде сильных качеств человека, его профессиональных навыков.
План работающей самопрезентации
Чтобы самопрезентация была составлена корректно, в ходе разработки ее плана нужно четко определить, на кого она направлена, выделить целевую аудиторию и задаться вопросом, как вы можете расположить к себе этих людей. От цели воздействия зависят основные механизмы ее построения.
Для того, чтобы самопрезентация произвела нужный эффект, следует:
-
Поздороваться с аудиторией.
Во время приветствия необходимо каждому дать понять, что он – главный слушатель. Не стоит чрезмерно выражать благодарность за внимание, но желательно создать впечатление того, что для вас очень значимо внимание аудитории. Сделав акцент на этом, вы на шаг приблизитесь к основной задаче — удержать это внимание.
-
Дать краткое описание вашей личности как профессионала.
Не стоит пускаться в биографические копания. За основу нужно взять год рождения, данные об образовании, а так же путь, который привел вас к актуальному на данный момент роду деятельности.
-
Рассказать об этапах своего роста в рамках профессии.
Для достижения большего эффекта, расскажите о наиболее значимых моментах вашего опыта в сфере своей деятельности или смежных, в которых вы получили наибольший профессиональный опыт. К примеру, если речь идет о редакторстве или копирайтинге, не лишним будет сообщить о наградах и поощрениях в сфере литературы . Это поможет создать правильное первое впечатление о вас как о всесторонне развитом профессионале. Упомяните достижения, которые вы имеете в рамках профессиональной деятельности. Говорите с благодарностью, которую вы испытываете за ту или иную оценку вашей работы. Никогда не стоит проявлять хвастовство – это будет воспринято как дурной тон.
-
Обозначить перспективы роста и развития вас как личности.
Личная эффективность – важная составляющая в реализации вашего потенциала. Вера в достижение своих целей определяет большую часть их выполнения. Посещение тренингов, развивающих курсов, семинаров даже не профессиональной тематики создадут образ развитой личности.
-
Выразить благодарность.
После речи, всегда следует благодарить публику, так как благодарность имеет свойство «заражать» зрителя и формировать дальнейший характер отношений.
Поскольку самопрезентация всегда является направленной на человека, она должна создавать взаимовыгодную атмосферу, позволяющую как расположить к себе людей, так и продемонстрировать внутреннюю составляющую вашей личности.
Как вести себя во время самопрезентации
Если ваша цель – сформировать хорошее первое впечатление о себе, во время презентации необходимо следовать некоторым правилам:
-
Говорите четко и ясно.
Вас должно быть слышно всем. Если зритель вас не слышит или не понимает – он теряет интерес. Уверенно произносящий свою речь оратор вызывает больше уважения, чем тихо и сбивчиво говорящий человек. Однако не переходите на крик, даже если наблюдаете шум или переключение внимания. Лучше сделайте небольшую паузу и продолжите свою презентацию.
-
Устраните активную жестикуляцию.
В рамках самопрезентации допустимы жесты, позволяющие сделать акцент на наиболее важную информацию. Лишняя жестикуляция плохо воспринимается зрительно, тем самым вы теряете внимание. В то же время ни в коем случае нельзя исключать жестикуляцию в принципе — она способствует созданию визуальных образов у слушающих, соответственно, работает на улучшение восприятия.
-
Всегда смотрите на адресата.
Зрительный контакт позволяет лучше воспринимать информацию. Кроме того, взгляд, направленный на слушателя, создает впечатление того, что спикер уверен в себе и в том, что он говорит. Если вам тяжело поймать зрительную точку, выходом из ситуации будет фокусировка взгляда на каком-либо одном человеке.
-
Никогда не игнорируйте задаваемые вопросы.
В ответе на них вы проявите уверенность в себе, укрепите внимание аудитории, а также покажете вашу компетентность в заданной области.
-
Проявляйте любопытство.
Необходимо создать впечатление того, что помимо уже имеющихся знаний в выбранной области, вами движут интересы их развития и совершенствования. В определенной стадии самопрезентацию можно свести к кратковременному диалогу, в ходе которого необходимо поинтересоваться мнением одного или нескольких слушателей. Подобный прием способен усилить взаимодействие, а так же на подсознательном уровне укрепить связь между оратором и аудиторией.
Внешний вид
Что касается подбора одежды, необходимо руководствоваться правилами уважения к слушателям. Не стоит позволять себе неаккуратный вид, а также одежду, не подходящую к случаю. Неуместность выбора одежды может трактоваться как неуважение, а также как дурной вкус, что никоим образом не поспособствуют созданию хорошего впечатления.
Если речь идет о самопрезентации в сфере бизнеса, необходимо подобрать гардероб, используя классические элементы делового стиля. Макияж и прическа не должны быть броскими – они должны лишь слегка подчеркивать ваши достоинства. «Боевой» макияж или слишком вычурная рубашка вряд ли будут уместны и воспримутся как проявление легкомысленного отношения.
В ходе составления презентации следует уделять внимание всем возможным мелочам. Необходимо понимать, что вас видят впервые, и для того, чтобы составить первое впечатление, у вас есть только один шанс. И верный ключ к успеху – грамотная подготовка.
Следуйте вышеописанному алгоритму: анализ потенциальной аудитории — захват внимания путем формирования верного первого впечатления — рассказ о сильных сторонах вашей личности и о значимых достижениях — верная подача информации — постоянный контакт со слушателями — завершение самопрезентации словами благодарности. Эта формула поможет эффективно рассказать о себе, удержать внимание, заинтересовать аудиторию и добиться достижения поставленных целей.