В переводе с греческого языка «rhetorike» – «риторика», синоним к термину «ораторское искусство». Это слово включает в себя сразу два значения. В первом варианте его понимают как науку, которая знакомит с мастерством красноречия. Второе значение риторики – искусство красиво говорить.
Публичное выступление – один из важных инструментов красноречия. Это форма обращения к аудитории, устное монологическое высказывание, целью которого является оказание определенного воздействия на слушателей.
Формы публичного выступления, которые наиболее распространены в деловой сфере:
- доклад;
- информационное повествование;
- приветственное обращение;
- торговая речь.
Пять классических этапов, по которым готовится публичное выступление:
- Определение цели выступления.
- Заготовка материалов. Это изучение тематики, сбор литературы, ее изучение.
- Планирование. Одной из важных стадий любого мероприятия является планирование. На данной подготовительной стадии проводится деление собранного материала на группы, выстраивание данных в логической последовательности.
- Корректура или литературная обработка текста. На этой стадии, текст «шлифуется». Стиль подачи информации должен максимально точно решать задачи, которые поставлены перед речью.
- Заучивание информации. Подготовка к публичному выступлению предполагает и заучивание отобранной, откорректированной информации. Произнесение речи в уме и вслух.
Особенности аудитории
Подготовка к публичному выступлению проводится с учетом особенностей и настроя аудитории, для которой готовится речь. Во внимание принимаются такие параметры, как:
- социально-профессиональная характеристика (рабочий класс, интеллигенция, инженеры);
- культурно-образовательный уровень участников (уровень образования – начальный, средний, высший);
- характер деятельности;
- осведомленность слушателей в проблеме выступления;
- степень заинтересованности.
Количество слушателей, время выступления, ораторские способности докладчика – факторы, которые оказывают влияние на исход конкретного выступления. Как показывает практика, больше всего сложностей возникает с «неоднородной» аудиторией. Очень сложно заинтересовать, расположить и привлечь группу людей, представители которой относятся к разным возрастным, социальным, культурным группам.
Возникают также сложности в работе с молодежной группой. Жажда к противоречию, субъективизм, самолюбие, уверенность молодежи в собственной правоте – факторы, которые потребуют немало усилий и выдержки от докладчика.
Правила публичного выступления
- Тема доклада должна максимально точно отражать информацию, которую автор пытается донести до аудитории. Второй вопрос, который решает название доклада – привлечение интереса к выступлению. Чем интересней будет лозунг, тем больше заинтересованных слушателей появится.
- Понимание цели. Успешное выступление – тот доклад, по итогам которого автор добился ожидаемого результата. При формировании цели выступления нужно четко понимать, какой реакции автор выступления ожидает. Выделяют две основные цели выступления – информирование и воздействие. Довольно часто они объединяются в один ожидаемый результат.
– при необходимости информировать людей нужно подобрать максимально простую для восприятия информацию;
– чтобы призвать аудиторию к конкретным действиям нужно обозначить определенные мотивы. Достигается это путем формирования у слушателей убеждений, представлений, стремлений. - Стать слушателем. Подготовка к публичному выступлению включает в себя и такой важный этап, как «ощущение себя в роли слушателя». Нужно поставить себя на место участников доклада, понять мотивы и желания этих людей. Только с учетом этой информации можно создать обращение, которое окажется продуктивным.
- Оценка состава аудитории. Известно, что чем «однороднее» состав слушателей, тем легче строить свое обращение к ним. Если дело приходится иметь с различной по составу аудиторией, то нужно адресовать какой-то фрагмент обращения к каждой отдельной категории участников, не оставив никого без внимания.
- Оценка количества слушателей. Чем больше участников, тем проще для восприятия и запоминания должна быть информация.
- Порядок выступления. Нужно знать, какие доклады будут предшествовать вашей речи. Каждое последующее обращение должно быть содержательней, познавательней предыдущего, не повторять и резко не противоречить им.
- Речь не должна быть перегруженной. Не больше семи идей или вопросов следует осветлять в одном докладе.
- Правильно поставленный голос. Ораторское искусство несет в себе много секретов, один из которых – волнообразная речь. Суть данного метода заключается в чередовании интонации и тональности.
- Правильно отлаженная скорость речи. Слишком медленная подача информации рассеивает концентрацию внимания слушателя, а излишне ускоренный темп усложняет восприятие.
- Уважение публики. Следует избегать превосходства, высокомерия. Постоянно взаимодействуйте со слушателями, отвечайте на вопросы, будьте заодно с ними. В противном случае провал выступления может оказаться очень близко.
- Умение разрядить обстановку. Излишняя серьезность докладчика, его скованность и неспособность действовать в соответствии с ситуацией – те «камни», на которые наталкиваются люди, которым не знакома риторика, ее тонкости и секреты.
Основные этапы подготовки публичного выступления:
• Знакомство с темой, вхождение в контакт;
• Концентрация внимание слушателя, формирование интереса;
• Прямое воздействие, донесение идеи, формирование мотива.
Тщательная проработка вопроса, проговаривание и репетиция речи, способность оценивать и анализировать ситуацию, следование законам и правилам ораторского искусства – те факторы, что помогут сделать любое выступление успешным и эффективным.