Прием на работу новых сотрудников всегда означает для компании определенные расходы. Как минимум затрачивается время HR-менеджера и впустую расходуются финансы. Если неправильно подойти к найму и удержанию персонала, то HR-отдел может стать “вечной прорехой” в бюджете компании. Как удержать сотрудника, которого вы наняли, чтобы он не сбежал с работы в первый рабочий день, в чем причины подобного “бегства” и можно ли что-то сделать, чтобы избежать таких ситуаций?
Как ваши будущие сотрудники ищут работу?
Кандидаты на определенную должность могут умело заполнять графы в анкетах, присылать внушающие доверие резюме, но это все еще вовсе не означает, что человек вам подходит. Или подходите вы ему.
На практике удержать сотрудников компании бывает непросто из-за того, что ожидания человека от конкретной работы и реальность просто не пересекаются. Например, стажер рекламного агентства может думать, что ему сразу же поручат разработку интересных роликов (ведь он креативен и амбициозен), работу с крупными заказчиками (у него идеально отточены навыки деловых переговоров). Но на деле молодому специалисту доверяют разбор бумаг, а еще заставляют учиться почти 24 часа в сутки. Не каждый проявит готовность работать по ночам и в выходные. А ведь именно подобного рода моменты заставляют людей покидать компании, проработав там всего пару часов.
Как НЕ нужно организовывать первый рабочий день сотрудника?
HR-менеджер в ответе за то, насколько качественно закрываются вакантные позиции в компании. И речь идет не только о том, чтобы найти перспективного специалиста, но также и о том, чтобы его удержать. Если вы не знаете, как удержать сотрудников компании, то нужно как минимум изучить отзывы на сторонних ресурсах. Не обязательно искать комментарии тех, кто когда-то пытался устроиться именно в вашу организацию. Достаточно просмотреть отзывы кандидатов по отрасли в целом. Вы можете обнаружить, что первый рабочий день для сотрудников многих предприятий – это крах всех ожиданий и “подводные камни” от работодателей. Людей нагружают непонятными заданиями, дают на изучение стопки документов, флешки с информацией, которая нередко включает в себя массу новой терминологии. Неудивительно, что человек может пойти на обед и не вернуться в офис. Это типичная психологическая защита человека. При этом учтите, что на подбор сотрудника вы уже потратили время и деньги.
Как удержать сотрудника в первый же день работы?
Задача менеджеров по персоналу должна включать в себя качественную адаптацию человека на новом месте. Если удастся буквально влюбить стажера в компанию, вызвать интерес и стремление остаться работать на долгие годы, то специалист по подбору и найму отлично справляется со своей работой.
Во-первых, не нужно нагружать человека сразу тоннами информации, которая к тому же часто устаревшая и давно потеряла актуальность либо относится не к его будущей должности, а ко всей компании. Выдайте нужные именно этому сотруднику документы в папке, отправьте ссылки на почту и предоставьте информацию для изучения в свободное время.
Гораздо эффективнее постепенно вводить в курс дела.
Давайте новому сотруднику первые мелкие поручения – так он сможет быстрее со всеми познакомиться и почувствовать себя частью команды. Обозначьте сроки стажировки, финансовые вопросы и бонусы по итогам работы за месяц. Очень важно дать понять человеку его важность, обозначить перспективы в ближайшие месяцы и дать какие-то финансовые гарантии.
При найме человека вы наверняка используете систему постановки целей и оплату за результат. Если у каждого нового сотрудника перед глазами всегда будет таблица личных достижений, то он гораздо быстрее начнет входить в темп жизни компании. Опасно нанимать стажеров, когда вы ничего конкретного им не поручаете. Это “свободное плавание” гасит интерес к работе большинства сотрудников и, как следствие, они начинают искать новое место работы.
Никогда не делайте этого, если хотите удержать увольняющегося сотрудника!
1. Нельзя приводить человека в офис просто “на экскурсию”, показывая и рассказывая данные о компании, но, не требуя ничего взамен. HR-менеджер обязательно должен показать новому специалисту всю серьезность намерений и важность долгосрочного сотрудничества. Укажите на его будущее рабочее место, упомяните в ходе рассказа о компании, с какими сотрудниками ему чаще всего нужно будет взаимодействовать.
2. Сразу же оформляйте документы, пусть даже для чистой формальности. Возьмите у сотрудника копии паспорта, трудовую книжку. Вы сами можете решать, делать ли в ней отметки, если человек не прошел стажировку, но сам принцип работы должен показывать сотруднику, что рабочие отношения между ним и компанией воспринимаются очень серьезно.
3. В первый рабочий день сотрудника старайтесь не открывать ему ценную информацию без особой надобности. Данные о конкретной фирме, рынке, конкурентах могут быть использованы не так, как бы вам этого хотелось. Если человек побыл один день в вашем офисе и передумал работать, то унесенная им информация может потом удивительным образом очутиться в распоряжении прямых конкурентов.
Как удержать сотрудника еще на этапе отбора кандидатов?
И компании, и кандидаты не идеальны. Но если вы хотите сделать так, чтобы отдел по работе с персоналом качественно отрабатывал свои деньги, то нужно внедрять некоторые правила. Например, учитывать мотивацию людей при приеме на работу.
Насколько можно быть уверенными в том, что мать троих несовершеннолетних детей будет с удовольствием задерживаться в рекламном агентстве, когда клиент оказывается недоволен рекламной кампанией? Или что домосед и интроверт станет отличным event-менеджером?
Чтобы удержать увольняющегося сотрудника желательно просто не допускать ситуаций, когда кто-то вообще захочет покинуть рабочее место. Для этого важно выяснять цели и мотивацию персонала еще на этапе отбора кандидатов. При презентации компании говорите о имеющихся сложностях и трудностях адаптации. При приеме на работу подписывайте договор, просите заполнить анкету, снимите копии паспортных данных и диплома, заберите трудовую книжку.
Пусть все эти советы и не помогут снизить текучку кадров на 100%, но, по крайней мере, позволят избежать сложностей при первичном приеме на работу новых сотрудников. Доказывая кандидату свою серьезность, структурируя его первый рабочий день, вы позволите кандидату получить уверенность в вас, как стабильном работодателе. А подписанный в первый рабочий день договор закрепит и вашу уверенность, что новый сотрудник не сбежит при первых сложностях.