Что отличает эффективного руководителя от аутсайдера рынка? Один из критериев, по которому стоит оценивать руководство — количество и скорость принятых управленческих решений приведших к ожидаемому результату.
Единственное что должен делать настоящий руководитель – принимать решения. Решения, которые приведут к ожидаемому результату. Ведь именно от руководителя компании зависит: будет она процветать или нет.
Нам постоянно приходится принимать сотни решений: и совсем пустяковые, и судьбоносные. А если говорить о руководителях, то важность и последствия и сам процесс принятия управленческих решений в сто раз важнее, ведь в их руках благополучие сотрудников.
Что же касается непосредственно руководителя, то именно совокупность принятых им управленческих решений определяет его будущее — сможет он развиваться как лидер или нет. Однако единого определения «правильное решение» не найти. Книги по управлению и статьи оставляют этот вопрос без ответа.
Дело том, что смысл понятия о правильности принятых решений постоянно рядом и всегда недоступен. Кто может точно ответить, что такое здравое решение? Проявление здравого смысла? Шестого чувства? А может, это всего лишь везение?
Процесс принятия управленческих решений
Побор ключевых сотрудников, профессиональное и личностное развитие подающих надежды персоналий, которые сами задают правильные вопросы, — вот что значимо для компании. Люди, с которыми вы работаете, помогают правильно сформулировать стратегию и точно действовать в кризисные моменты порой без Вашего прямого участия в управлении предприятием.
Ошибаясь в выборе стратегического направления развития организации или операционных мер, руководитель наносит ущерб не только лично себе, но и всей организации в целом.
Но эта беда еще как-то может быть исправлена. Куда хуже, если вы по разным причинам (их, кстати, не так много) окружили себя не теми людьми — тут уже вряд ли вас что-нибудь спасет. Даже 10 раз правильно выбранная стратегия развития предприятия.
Как вы знаете, хорошее решение не приходит вдруг, ни с того ни с сего, ему предшествует долгая внутренняя, порой кропотливая работа. На руководителей, которые умеют увидеть суть, не просто приходит откровение. Подобно судьям они делают выводы.
Но они не в состоянии сразу огласить свое решение, снять негатив сотрудников от сопротивления изменениям и идти дальше. Для них принятие решения — это трехступенчатый процесс.
Два подхода к принятию управленческих решений
Многие думают, что принятие управленческих решений — это одномоментное событие. Мой опыт реализации консалтинговых и консультационных проектов говорит, что помимо озарений руководителя имеет место быть как минимум еще один метод: трехступенчатый процесс принятия решений.
Разница между этими двумя подходами сразу становится понятной, если их сравнить по критериям:
Параметры | Решение как событие | Решение как процесс |
Время как невосполнимый ресурс | Принимается быстро, порой без анализа | Необходимо все взвесить, собрать информацию |
Тип мышления руководителя | Рациональный, аналитический | Рациональный, аналитический, но преобладает личностный и эмоциональный |
Переменные составляющие | Познаваемые, количественные | Часто не зависят от руководителя; могут иметь к решению косвенное отношение |
Приоритеты |
Индивидуальный: руководитель-ЛИДЕР принимает трудное решение | Коллективный: руководитель управляет процессом, но на окончательное решение оказывают влияние много людей, и оно зависит от последующих решений. Как правило, распределенная ответственность |
Критерии успеха | Наилучшее решение основывается на доступной информации | Шаги «вперед и назад», благодаря которым удается получить поддержку окружающих |
Действующие лица при принятии решений |
Все решения самостоятельно принимает руководитель организации | Решением может подготовить коллектив, руководитель его принимает и корректирует |
Прозрачность | Закрытая система: Руководитель, принимающий решение, не обсуждает процесс – просто выносит вердикт | Открытый процесс: ошибки обсуждаются и на них учатся |
Развитие способностей | Создаются бессознательно, оказываются результатом опыта или везения; прерогатива топ-менеджмента | Создаются осознанно на всех уровнях |
Разница между процессами принятия решений не важна, важен в конечном итоге результат.
Однако, не смотря на разницу в стилях принятия решений, в любом случае, от момента зарождения идеи до момента получения конкретного результата решение проходит несколько этапов описанных в статье “Этапы процесса принятия управленческих решений“.