Процесс принятия управленческих решений

Процесс принятия управленческих решений

Процесс принятия управленческих решений

Что отличает эффективного руководителя от аутсайдера рынка? Один из критериев, по которому стоит оценивать руководство — количество и скорость принятых управленческих решений приведших к ожидаемому результату.

Единственное что должен делать настоящий  руководитель – принимать решения. Решения, которые приведут к ожидаемому результату. Ведь именно от руководителя компании зависит: будет она процветать или нет.

Нам постоянно приходится принимать сотни решений: и совсем пустяковые, и судьбоносные. А если говорить о руководителях, то важность и последствия и сам процесс принятия управленческих решений в сто раз важнее, ведь в их руках благополучие сотрудников.

Что же касается непосредственно руководителя, то именно совокупность принятых им управленческих решений определяет его будущее — сможет он развиваться как лидер или нет. Однако единого определения «правильное решение» не найти. Книги по управлению и статьи оставляют этот вопрос без ответа.

Дело том, что смысл понятия о правильности принятых решений  постоянно рядом и всегда недоступен. Кто может точно ответить, что такое здравое решение? Проявление здравого смысла? Шестого чувства? А может, это всего лишь везение?

Процесс принятия управленческих решений

Побор ключевых сотрудников, профессиональное и личностное развитие подающих надежды персоналий, которые сами задают правильные вопросы, — вот что значимо для компании. Люди, с которыми вы работаете, помогают правильно сформулировать стратегию и точно действовать в кризисные моменты порой без Вашего прямого участия в управлении предприятием.

Ошибаясь в выборе стратегического направления развития организации или операционных мер, руководитель наносит ущерб не только лично себе, но и всей организации в целом.

Но эта беда еще как-то может быть исправлена. Куда хуже, если вы по разным причинам (их, кстати, не так много) окружили себя не теми людьми — тут уже вряд ли вас что-нибудь спасет. Даже 10 раз правильно выбранная стратегия развития предприятия.

Как вы знаете, хорошее решение не приходит вдруг, ни с того ни с сего, ему предшествует долгая внутренняя, порой кропотливая работа. На руководителей, которые умеют увидеть суть, не просто приходит откровение. Подобно судьям они делают выводы.

Но они не в состоянии сразу огласить свое решение, снять негатив сотрудников от сопротивления изменениям и идти дальше. Для них принятие решения — это трехступенчатый процесс.

Два подхода к принятию управленческих решений

Многие думают, что принятие управленческих решений — это одномоментное событие. Мой опыт реализации консалтинговых и консультационных проектов говорит, что помимо озарений руководителя имеет место быть как минимум еще один метод: трехступенчатый процесс принятия решений.

Разница между этими двумя подходами сразу становится понятной, если их сравнить по критериям:

ПараметрыРешение как событиеРешение как процесс
Время как невосполнимый ресурсПринимается быстро, порой без анализаНеобходимо все взвесить, собрать информацию
Тип мышления руководителяРациональный, аналитическийРациональный, аналитический, но преобладает личностный и эмоциональный
Переменные составляющиеПознаваемые, количественныеЧасто не зависят от руководителя; могут иметь к решению косвенное отношение
Приоритеты
Индивидуальный: руководитель-ЛИДЕР принимает трудное решениеКоллективный: руководитель управляет процессом, но на окончательное решение оказывают влияние много людей, и оно зависит от последующих решений. Как правило, распределенная ответственность
Критерии успехаНаилучшее решение основывается на доступной информацииШаги «вперед и назад», благодаря которым удается получить поддержку окружающих
Действующие лица при принятии решений
Все решения самостоятельно принимает руководитель организацииРешением может подготовить коллектив, руководитель его принимает и корректирует
ПрозрачностьЗакрытая система: Руководитель, принимающий решение, не обсуждает процесс — просто выносит вердиктОткрытый процесс: ошибки обсуждаются и на них учатся
Развитие способностейСоздаются бессознательно, оказываются результатом опыта или везения; прерогатива топ-менеджментаСоздаются осознанно на всех уровнях

Разница между процессами принятия решений не важна, важен в конечном итоге результат.

Однако, не смотря на разницу в стилях принятия решений, в любом случае, от момента зарождения идеи до момента получения конкретного результата решение проходит несколько этапов описанных в статье «Этапы процесса принятия управленческих решений«.

Фактор Роста напишите нам! сможем быстро ответить
Нут вот например

Заполните, пожалуйста, все поля в этой форме

Фактор Роста — бизнес-обучение, открытые семинары и индивидуальные тренинги

Мы знаем план как ты изменишь мир