Хотелось ли вам когда-нибудь иметь волшебную палочку, с помощью которой вы могли бы превратить любого ленивого и весьма проблематичного сотрудника в настоящий «мотор», выдающий 200% продуктивности? Волшебную палочку, к сожалению, пообещать вам не можем, но с радостью поделимся техникой эффективной мотивации под названием «обратный удар».
Этот метод особенно эффективен в тех случаях, когда дело касается человека, обладающего всеми необходимыми навыками и способностями для выполнения определенных обязанностей, однако, не выкладывающегося на все 100%. И, что немаловажно, для эффекта вам потребуются не месяцы работы с сотрудником, а всего полчаса!
Этапы эффективной мотивации
1. Скажите сотруднику, которого вы собираетесь мотивировать, что у вас к нему разговор минут на десять. Найдите время, когда вы сможете полностью завладеть его вниманием.
Если он выразит свою готовность поговорить прямо сейчас, с уважением ответьте: «Нет, я вижу что ты сейчас занят, а мой вопрос не срочен. Я могу подождать, пока ты не будешь совершенно свободен».
2. Подготовьтесь к разговору. Подумайте о трех вещах, поступках, чертах характера или привычках, из-за которых он может в вас разочароваться или даже уже разочаровался. Например, «Олег думает, что я всегда поручаю ему самые неинтересные проекты. Он наверняка огорчен тем, что я не выделил достаточно средств на закупку оборудования которое ему нравится больше всего. И, скорее всего, он просто взбешен тем, что его предшественник оставил ему кучу проблем, в которых я иногда обвиняю его».
При этом совершенно не важно, насколько огорчены и расстроены вы сами — об этом необходимо забыть и полностью встать на позицию другого человека.
3. Когда придет назначенное время разговора, ваш сотрудник, направляясь на встречу, будет думать, что вы начнете его критиковать и упрекать. Вместо этого вам нужно сказать: «Ты, наверное, ждешь, что я выложу список жалоб и претензий, как делаю обычно. Но нет.
Я тут подумал о причинах, по которым ты можешь на меня обижаться. Возможно, ты сам не хотел говорить мне об этом, потому что мог заметить, как болезненно я реагирую на критику. Мне кажется, это касается таких вещей как …». Затем опишите три вещи, которые, по вашему мнению, задевают этого человека в вас больше всего.
4. Закончите это описание словами: «Все так? Если нет, что именно тебе во мне не нравится больше всего?». Выслушайте все, что вам скажут, сделайте паузу, а затем спросите: «Как сильно тебя это волнует?».
5. После того как вам ответят, скажите следующее: «На самом деле… Я об этом не знал и, боюсь, что даже и не хотел знать. Прошу прощения, я приму к сведению и постараюсь больше так не делать».
6. Больше ничего не говорите, но, если вас спросят: «Что-то еще?» — скажите искренне: «Нет, это все, о чем я хотел поговорить. Для меня очень важно то, что ты мне сказал». Если ваш сотрудник будет настаивать и спрашивать, почему вы начали этот разговор, ответьте примерно так: «Я знаю, что совершаю ошибки, и думаю, что люди просто не решаются мне о них сказать. Я так же знаю, что смогу работать лучше и создать более комфортную рабочую атмосферу, если буду знать, что именно я делаю не правильно».
В чем секрет?
Вы, наверняка, удивлены тем, что сейчас прочли. Но, поверьте, это действительно работает!
Почему вам следует делать именно это, ведь процедура не из приятных? Потому что это работает, когда не работают другие подходы. Вы можете сколько угодно игнорировать лентяя, но проблема никуда не исчезнет, а, возможно, даже вырастет.
Вы можете «нападать» на своего ленивого сотрудника, угрожать ему в надежде добиться извинений и обещаний измениться, но этим вы только создадите себе врага, который будет искать любую возможность, чтобы нанести удар исподтишка. Если же вы сделаете то, чего от вас не ожидают — извинитесь сами — произойдет нечто необычное: вы мгновенно выведете своего собеседника из режима обороны и заставите его зеркально отразить ваше смирение и озабоченность.
Кроме этого, способность принять на себя ответственность за свои действия и обязательство исправить ошибки демонстрируют ваше добросердечие, благородство и уравновешенность и превращают вас в глазах других в человека, заслуживающего уважения.
В результате, тот, кто всегда старался вас перехитрить, проигнорировать или иронизировал на ваш счет, вынужден будет радикально изменить свое отношение и поведение. Вы заставили его уважать вас, и, в результате, этот человек будет стараться вас не разочаровать.
Этот метод можно смело использовать не только на работе, но и дома, по отношению к детям (с которыми он особенно эффективен), а также в отношении к другим членам семьи и друзьям. Кроме того, вы можете применять этот метод и для восстановления отношений, которые были испорчены по вашей вине.
Обратный удар может заставить вашего оппонента в один момент перейти от сопротивления к сотрудничеству, но вам необходимо удостовериться, что вы выбрали правильную цель. Этот подход более эффективен по отношению к людям, «поддающимся обучению», то есть к тем, кто нуждается в небольшом стимуле, чтобы начать меняться.
Но если вы не уверены, продолжать ли вам сотрудничество или отношения с человеком или прервать их, то можете попробовать обратный удар в качестве диагностического теста. Те, кто ответит на него увеличением продуктивности и постарается завоевать ваше уважение, для вас не потеряны. А тем, кто продолжит вас огорчать, кто не ответит на ваше смирение, можно смело говорить «до свидания».
И вместо вывода: «Грамм извинений стоит килограмма возмущения, тонны нотаций и упреков».