Выставки не всегда проходят гладко, и чаще всего вина из-за этого лежит собственно на стендисте, а не организаторе.
Ошибки стендиста способны привести к провалу даже самого масштабного мероприятия. Но это не значит, что вы “не на своём месте” или “заняты не тем делом”. Вовсе нет. Просто вам следует поработать над некоторыми ошибками, с которыми сталкиваются практически все стендисты. И преодолевают их.
Итак, перед вами хит-парад распространённых ошибок.
1. “Мне неспокойно”
Тревога возникает по разным причинам, и для эффективной борьбы с ней, в этих причинах нужно сначала разобраться, а затем искоренить их. Это немаловажно, поскольку заикающийся, путающий слова и обливающийся потом консультант производит жалкое впечатление.
Иногда стендисты тревожатся из-за того, что плохо знают материал или факты, касающиеся деятельности компании. Это легко исправимо, ведь для любого стендиста важно разбираться в том, что он предлагает и быть уверенным в своих знаниях на сто процентов.
Другая распространённая причина тревоги – это боязнь общения с людьми в целом. В идеале вам следует преодолеть этот страх прежде, чем выступать на мероприятиях. К тому же когда вы проведёте достаточное их количество, страх уйдёт сам собой.
Вопрос в другом: дадут ли вам время “привыкнуть к людям” и позволят провалить несколько выставок, или сразу же возьмут того, кто уверен не только в своих знаниях, но и в самом себе?
2. “Вы выслушаете меня до конца!”
Следующей распространённой ошибкой стендистов в нашем хит-параде является неумение делать паузы в речи. Некоторые так боятся потерять нить мысли, что стараются на одном дыхании вывалить на клиента всю полноту информации. Паузы в вашем монологе должны присутствовать обязательно, чтобы клиент мог задать вопрос или что-то уточнить. Но они должны быть логичными и не слишком затягиваться, чтобы ваш слушатель не потерял интерес.
3. “Со мной шутки плохи!”
О роли чувства юмора в презентации мы говорили в этой статье, поэтому не будем заострять на этом внимание. Напомним только, что юмор – это отличный инструмент для налаживания доверительных отношений. И что нельзя просто однажды проснуться остроумным человеком. Чувство юмора – это целая наука, на освоение которой уходят не часы и дни, а месяцы и даже годы.
4. “Люди разные бывают”
Стендисту важно быть готовым ко встречам с самой “разношёрстной” публикой. Клиенты бывают и агрессивные, и назойливые, и невероятно скучные. Если вы заготовили и отрепетировали речь, которую будете “примерять” на каждого собеседника – ждите провала.
Чтобы избежать неудобств, необходимо владеть всем объёмом информации. Некоторые люди придираются к каждой мелочи и буквально раскапывают какие-то недостатки в самых совершенных продуктах или услугах. Они не должны вогнать вас в ступор или даже озадачить. Давайте им ответы на те вопросы, которые волнуют их, а не которые отрепетировали вы. Иными словами, проявляйте гибкость. Она важна в любом деле.
5. “С ним я работать не стану!”
Этот пункт является логичным продолжением предыдущего. Но здесь идёт речь о незаинтересованных клиентах. Перед стендистами (даже с приличным опытом) постоянно встаёт такая проблема: стоит ли тратить усилия на человека, который изначально не заинтересован?
Ответ может быть только один, и из него нет исключений. Напротив, он категоричен и однозначен: ДА! Каждому клиенту, даже зевающему и потягивающемуся, нужно уделять внимание и проявлять заботу о нём. Когда-нибудь ему могут потребоваться услуги в той области, которой занимается ваша компания. И к кому, как вы думаете, он обратится, если вспомнит, как с ним обращался стендист этой фирмы?
Даже если он машет в вашу сторону рукой и прямо заявляет, что ему это не интересно, исхитритесь запихнуть буклетик с контактными данными в его карман. Авось, когда-то и позвонит.
6. “Не хочу учиться!”
Даже гуру от сообщества стендистов не может знать всего. В нашем мире, который развивается и меняется с невероятной скоростью и интенсивностью, можно учиться круглыми сутками и всё равно выйти на пенсию Незнайкой. Потому что к тому времени вся информация, которой вы владеете, устареет.
Посещайте семинары и тренинги, чтобы идти в ногу с быстротечным временем. Узнавайте новые способы привлечения внимания, способы эффективной подачи материала, способы контакта с людьми, даже способы укладывать волосы так, чтобы на них было приятно смотреть. Всё это играет важную роль. И не должно ускользнуть от вас.
7. “Мне интересны все люди!”
Случается, что клиент исхитряется переместить акцент разговора на собственную персону. И так ненавязчиво начинает вываливать на вас свои проблемы. Не нужно тут же перебивать его и гнуть свою линию, но вот дать понять, что вы не консультант по делам семейным и не психиатр – стоит.
Идеальным будет такой вариант, когда вы сможете найти решение проблемы клиента в услугах компании, которую представляете, но это утопия, конечно же. Ищите компромиссы. Умейте выслушивать клиента (в рамках разумного предела), даже поддакивать в нужных местах, но не включайтесь в его диалог и старайтесь сместить беседу в сферу вашей деятельности.
Нет таких людей, которые делают всё безошибочно и спервого раза. Но есть те, кто учатся на своих ошибках и исправляют их. Чтобы стать отличным стендистом, не нужно быть идеальным человеком. Нужно быть требовательным к себе. Тогда всё получится. И работа будет доставлять удовольствие. А что ещё нужно?