Логические ошибки - примеры и способы распознавания

Логические ошибки - примеры и способы распознавания

Логические ошибки - примеры и способы распознавания

 

 Что такое логические ошибки и как они действуют на наше сознание? Как с их помощью нас принуждают к тому или иному действию? Можно ли от них уберечься? Обо всем этом в нашей статье.

Логические ошибки, встречающиеся как в речи, так и в тексте, являются мощным орудием бизнеса. Они побуждают к необходимым действиям или даже претендуют на формирование определенного образа мышления.

Если вы слушаете рекламный ролик или читаете статью в газете, которая ненавязчиво предлагает вам что-то приобрести, обращайте внимание на логические ошибки, которые допускаются намеренно и являются ни чем иным, как манипуляцией и ложью.

Виды логических ошибок

1. Применение количественной меры к неопределимым понятиям

Существуют такие понятия, которые не поддаются количественному измерению. Их невозможно посчитать или измерить штуками, процентами, степенями и т.д. Чаще всего они относятся к умозрительным и абстрактным категориям.

Когда вы видите, что кто-то пытается измерить их и рассказывает вам об этом, значит вы столкнулись с логической ошибкой в мышлении.

Примеры:

“Подарите жене норковую шубу от компании “N” и она станет любить вас в два раза больше!”

Любовь — это абстрактная величина, которую невозможно измерить известными человечеству способами. Тот, кто дает обещание не только измерить ее, но и увеличить на конкретное количество раз, допускает логическую ошибку. Если вы поверите в подобное высказывание, значит поддадитесь манипулятивному воздействию.

“Если вы приобретете корпоративную версию нашего клавиатурного тренажера, все ваши сотрудники начнут работать в буквальном смысле не покладая рук”.

Здесь мы снова встречаемся с логической ошибкой, поскольку выражение “не покладая рук” — это стилистическая фигура, которая является явным и намеренно допущенным преувеличением. К подобному приему прибегают те, кто не может подтвердить эффективность и результативность своего продукта точными данными и цифрами, доказанными статистикой.

2. Намеренное нарушение меры

Нарушение меры допускают, когда хотят приукрасить действительную картину вещей. Оно может выражаться не только в явном преувеличении (преуменьшении) меры, но и в диссонансе цифр по отношению друг к другу.

Примеры:

“Вложив деньги в акции нашей компании, вы сможете увеличить свою доходность в 5-10 раз уже через 3 месяца”

Здесь слова “в 5-10 раз” свидетельствуют о чрезвычайно низкой точности измерений, где результат не только не является единственным, но и может колебаться в два раза! Что бы вы подумали, услышав в новостях фразу: “При столкновении с оппозицией погибло 50-100 миротворцев”? Когда мы говорим о действительных показателях, подобный диссонанс цифр просто недопустим.

“Производительность новейшей модели мобильного телефона “L” в десятки раз превышает показатели моделей от других производителей”.

Неточная мера вводит в заблуждение, а значит является попыткой манипуляции сознанием. “Десятки раз” — это может быть и десять, и сорок, и восемьдесят. Так во сколько же раз этот телефон лучше прочих? Подобные заявления не несут в себе никакой смысловой нагрузки, являясь не более чем фигуральными выражениями, претендующими на эмоциональную окраску текста или высказывания.

3. Несоразмерность объектов сравнения

Эта логическая ошибка встречается довольно часто, поскольку при поверхностном ознакомлении с текстом или речью может показаться логичной. Но вы-то не дадите себя обмануть!

Пример:

“Вы сможете оценить масштабность предложения нашей PR-компании, сопоставив доходность мобильного оператора “Tele2”, который проводил рекламную акцию в Латвии, инсценировав падение метеорита, с доходами “Челябинск-мобайл”, который ничего такого не делал”.

В этом высказывании заключена грубейшая логическая ошибка, которая является попыткой сравнить слона с мухой.

Рынки этих двух компаний несоизмеримы. Несомненным является и то, что “Tele2” — это оператор мирового масштаба, в то время как “Челябинск-мобайл”, как следует из названия, ведет свою деятельность только в одном городе. И даже если он инсценирует падение метеорита или даже конец света — это не принесет ему и части той прибыли, которую постоянно получает “Tele2”. Попытка сравнить этих двух сотовых операторов просто смехотворна и является ни чем иным, как попыткой манипулятивного воздействия.

Теперь, когда вы знаете и умеете распознавать логические ошибки, примеры которых мы рассмотрели выше, вас будет не так-то просто обмануть или ввести в заблуждение. Главное, не забывать, что неточность данных, прикрытая намеренным нарушением меры, или сравнение вещей, несравнимых по определению — не более чем попытка отвлечь ваше внимание, которую вы теперь сможете пресечь на корню.