Мощные современные приемы манипуляции людьми

манипулирование людьми приемы

Мощные современные приемы манипуляции людьми

О методах манипуляции сознанием полезно знать всем без исключения. Потому как стать жертвой не хочет никто.

Управлять сознанием других людей прекрасно получается в современном бизнесе. Приемы манипулирования постоянно встречаются в рекламе, маркетинге, продажах и на переговорах. СМИ, технологии информационной борьбы также построены во многом именно на манипуляциях.

Известно, например, что в магазинах обучают продавцов предлагать клиентам два варианта оплаты: в рассрочку или полной суммой. При этом сценарий, когда человек отказывается покупать из-за того, что ему не нужен продукт, вообще не рассматривается.

Поэтому полезно знать, как уберечь себя от давления и манипуляций со стороны. Об этом — в статье.

Манипулирование людьми. Какие существуют приемы?

манипулирование людьми приемы


Метод социального доказательства


Иллюстрацию для этого метода можно взять из прошлого. В Советском Союзе люди не задумываясь занимали очередь в магазине, если видели, что ажиотаж нарастает. Только потом узнавали, что за товар привезли на продажу. Срабатывал метод социального доказательства (общественная манипуляция): если все стоят и тратят время, хотят купить, то и мне не помешает.

В современных рыночных условиях такой прием манипуляции также прекрасно работает. Производитель может ничего толком не рассказать о продукте, он просто упомянет, что большинство от него и так в восторге, а потому нужно решаться на приобретение. Мозг человека, соответственно, поддается манипуляции из-за желания сохранить энергию и избавиться от необходимости лишней траты времени и сил на обработку нового массива информации.

Групповое подкрепление и повторение


Приемы манипуляции нередко работают на целые группы людей. Если что-то многократно повторять, то масса людей начнет верить в это. Причем неважно, насколько правдивыми являются эти факты и утверждения. Кроме того, эффект от манипуляции значительно усиливается, если люди видят, что остальные члены группы охотно верят всему сказанному. Например, во многих телешоу и сериалах до сих пор используют закадровый смех, хотя, судя по опросам зрителей, это многих раздражает. Тем не менее, исследования подтверждают, что такого рода социальные манипуляции влияют на восприятие контента. Так, даже если шутки не смешные или абсурдные, но при этом раздается закадровый смех, то в конце просмотра люди посчитают, что в целом шоу было веселым. Не это ли нужно продюсерам и продавцам рекламы на телеканалах?

Подобными же методами пользуются пропагандисты и психологи, которые принимают участие в разворачивании информационной войны. Люди активно начинают верить даже в абсурдные вещи, если им повторять что-то постоянно и с напором.

Мотивация страхом


Манипулирование людьми включает приемы использования самых сильных эмоций. Одним из таких видов эмоций является страх. Например, можно продать человеку средство от накипи в стиральной машине, продемонстрировав гору пришедшего в негодность оборудования на свалке. Домохозяйки боятся новых расходов, а потому скорее потратят лишние пару сотен рублей на эффективное средство, чем будут в страхе ждать потопа и поломки стиральной машинки.

Тот же принцип используют и страховые компании, когда демонстрируют статистику грабежей, разбоев и краж. Руководители предприятий также не прочь использовать мотивацию страхом. Однако тут действуют осторожнее, ведь если сильно напугать человека, то он может и уволиться. Например, начальник говорит, что хочет повысить менеджера в должности, но пока не может этого сделать, ведь показатели продаж не дотягивают до необходимого уровня. Сотрудник чувствует, что упускает выгоду, — срабатывает страх потери.

Позитивное подкрепление или «морковка спереди»


На людей также действуют и положительные эмоции. Приемы манипулирования нередко включают в себя похвалу, награду, обещание вознаграждения. Мозг человека устроен таким образом, что если мы не видим взаимосвязи между настоящим и будущим, то начинаем бездействовать или прокрастинировать.

Например, если сотрудник не видит реальной взаимосвязи между текущими действиями и вознаграждением, удовольствием в будущем, то он не станет усердно работать. Чтобы побудить человека к определенным действиям нужно обещать существенную выгоду в ближайшем будущем. Положительный результат оказывает на личность мощный воспитательный эффект.

Принцип вертикали как прием манипуляции


Управлять людьми очень удобно, если вы находитесь выше их. Этот принцип срабатывает как в прямом, так и в переносном смысле. Именно поэтому некоторые руководители располагают свои кресла в кабинете так, чтобы всегда смотреть на подчиненного сверху. Многие диктаторы практиковали выступление на сценах, которые были значительно выше сидящих или стоящих людей. Это давало огромные преимущества в технике манипуляции, — люди чувствовали мощь отдельного человека еще до того, как он заговаривал с трибуны.

Читайте по теме Распространенные фразы-манипуляторы

Встроенные речевые команды


Приемы манипулирования людьми можно нередко наблюдать и в обычных выступлениях спикеров на конференциях и во время докладов. Если говорящий хочет донести определенную мысль, то может использовать жесты и интонации. Также нередко в речь включают слова, имеющие позитивную окраску: «добрый», «положительный», «хороший», «успешный», «благополучный» и прочие. Неважно о чем говорит человек со сцены, — при помощи таких приемов можно заложить в сознание аудитории нужные послания.

Социальные манипуляции – как от них защититься?

манипулирование людьми приемы

Приемы манипулирования сознанием людей используются всеми, кому интересна теория массовой коммуникации: маркетологами, рекламистами, руководителями, журналистами, спикерами и публичными личностями. В любом крупном магазине продавцов учат повышать выручку при помощи определенных техник продаж, которые основаны на манипуляции.

Несмотря на это от манипуляций реально защититься, ведь наш мозг уже имеет определенные установки, которые являются барьером для маркетинговых уловок. Единственное, чего стоит опасаться, — немедленно принятых решений. На психику давят необходимостью быстро сориентироваться в выборе. Нередко используют и громкую музыку, ограниченность пространства (вспомните распродажи), чтобы человеку стало не комфортно и защитные функции мозга отключились.

Что касается информационной войны и манипуляций со стороны СМИ, то тут поможет медиаобразование. Оно позволяет развивать и тренировать критическое мышление, не вестись на провокации и более-менее трезво оценивать бесконечный поток новостей.

Фактор Роста напишите нам! сможем быстро ответить
Нут вот например

Заполните, пожалуйста, все поля в этой форме

Фактор Роста — бизнес-обучение, открытые семинары и индивидуальные тренинги

Мы знаем план как ты изменишь мир