Расставайтесь без стресса: правила увольнения сотрудников

как правильно уволить сотрудника

Расставайтесь без стресса: правила увольнения сотрудников

Непредвиденное увольнение сотрудника всегда сопровождается стрессом, уязвленным самолюбием, тягостными переживаниями. Раздражение и злость уволенного сотрудника может обернуться для компании негативными последствиями.

Это и распространение нелестных отзывов о предприятии в профессиональных кругах, личная неприязнь к директору, исковые заявления в суд, передача конфиденциальной информации конкурирующим компаниям, доносы в налоговую службу.

Чтобы этого не случилось, руководителю важно максимально смягчить неприятный процесс увольнения. Для этого нужно знать основные правила увольнения работника, и сейчас речь не о законодательстве. Проявляйте уважение, говорите корректно, выбирайте щадящие фразы. Тогда вам удастся переломить агрессивный настрой и ненависть уволенного работника.

Как правильно уволить сотрудника?

Существуют некоторые правила увольнения работника, соблюдение которых поможет провести процесс увольнения максимально безболезненно и для сотрудника, и для компании.

как правильно уволить сотрудника

До увольнения – постановка конкретных задач

Если у вас появился кандидат на увольнение, поставьте перед ним задания, планы на определенный период времени. Поговорите о важности их выполнения в оговоренные сроки. Если человек систематически не справляется с задачами, он может сам предвидеть последствия. Всем понятна схема: планы не выполняются, работник не справляется с обязанностями. Значит, вполне закономерным будет увольнение работника по инициативе работодателя. У человека появляется время на психологическую подготовку. Увольнение не будет для него новостью и не вызовет стресс. Такая модель увольнения будет полезной и сотруднику, и компании, поскольку ответственность за невыполненные задачи лежит на работнике и винить руководство бессмысленно.

Беседа и основные этапы увольнения сотрудника

Правила увольнения работника предполагают использование психологического приема «Позитив-Негатив-Позитив». Первоначально вам нужно похвалить работника, перечислить все его положительные стороны и качества. Далее следует объяснение, почему вы его увольняете. Третий этап – перечисление сильных сторон сотрудника, постановка перспектив.

Этап 1.

При увольнении работника работодатель обязан вести себя корректно. Создайте доброжелательную атмосферу. Проявите уважение к человеку. Ведите себя уважительно. Это поможет избежать негативного настроя. Увольнение, “потому что ты бездарь”, гарантированно выльется в стресс как сотрудника, так и работодателя.

Этап 2.

Тут важно грамотно уволить. Преподнесите информацию прямо. Независимо от последовавшей реакции, ведите себя спокойно и доброжелательно. После такой новости разные типы работников ведут себя по-своему. Кто-то начинает кричать. Некоторые обвиняют начальника в сложившейся ситуации. Женщины могут плакать. Дайте человеку возможность выговориться и задать вопросы.

Используйте правило «Трех не»:

▶ не отвечайте на агрессию;
▶ не проявляйте активное сочувствие;
▶ не упрекайте ни в чем.

При увольнении работника работодатель обязан объяснить причины увольнения. Сделать это можно на этом этапе после того, как сотрудник успокоится и будет готов вас выслушать.

Флегматические и меланхолические личности могут спокойно реагировать на сообщение. Но не стоит думать, что негативные эмоции у них отсутствуют. Их психологические переживания могут быть еще сильнее, чем у холериков. Этим людям сложнее справляться со стрессом. Если происходит увольнение работника по инициативе работодателя, то лучше предупредить об этом за несколько недель. У человека должно быть время на психологическую подготовку и осмысление ситуации. В этот же период сотрудник сможет найти новое место работы.

Правильное увольнение работника сопровождается минимумом агрессии. Поэтому успокойте человека. Объясните, что причина – не в личных качествах работника. Скажите, что сокращение вызвано внешними факторами. Если фирма оказывается в трудной финансовой ситуации, то вопрос сокращения возникает сам собой.

Этап 3.

Когда «приговор» оглашен, можно «выдохнуть». Грамотно уволить – значит суметь подбодрить человека. Заключительные подбадривающие фразы должны помочь человеку успокоиться. Обрисуйте те перспективы, что откроются перед ним на новом месте, озвучьте его профессиональные качества, проявившиеся в ходе работы, поблагодарите за сотрудничество. И в качестве утешения расскажите, как ему получить выходное денежное пособие.

В некоторых случаях, можно использовать прием «самолюбие». Скажите сотруднику, что он перерос свою должность. Его знания и навыки позволят ему найти более перспективную должность. Увольнение – отменный повод изменить жизнь к лучшему.

 

Безболезненное увольнение: дополнительные рекомендации

Теперь вы знаете, как правильно уволить сотрудника, чтобы избежать лишних эмоциональных потрясений. Используйте и дополнительные правила для смягчения последствий:

▶ Поблагодарите работника при выдаче документов. Скажите напутственное слово и пожелайте удачи.
▶ В некоторых случаях уместно устроить прощальный обед, вручить подарок или подготовить хорошую рекомендацию.
▶ Если у вас есть возможность порекомендовать бывшего подчиненного клиентам/партнерам по бизнесу, как ценного сотрудника, сделайте это.

как правильно уволить сотрудника

Правильное увольнение работника – возможность избежать агрессии и мести со стороны ушедшего сотрудника, доказать ему, что это честный, вынужденный поступок, а не подлость или потребительское отношение. Важно, чтобы в коллективе сохранились доверительные отношения, и другие работники не ожидали подвоха со стороны начальства. Действуйте честно, корректно и уважительно.